ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕПЛОХОД "ВАНДАЛ" (Россия, 1903 г.)


М. Грицук

      Начинающим судомоделистам хочется сделать не просто неподвижный макет, а самоходную модель, причем желательно с электромотором. Такую модель сделать самому сложнее, чем резиномоторную, но это возможно и в домашних условиях. Нужно только правильно выбрать прототип корабля, чтобы он был несложен в изготовлении и не требовал дефицитных материалов. Модель нефтеналивного теплохода "ВАНДАЛ" отвечает этим требованиям и способна выступать на соревнованиях судомоделистов в классе ЕК-600 (самоходная модель гражданского судна длиной до 600 мм).


      В 1902 году "Товариществом братьев Нобель" было заказано Сормовскому заводу (г. Нижний Новгород) три металлические баржи "САРМАТ", "ВАНДАЛ" и "СКИФ" грузоподъемностью по 800 тонн для перевозки нефти и керосина от города Рыбинска до Санкт-Петербурга по Мариинской водной системе (впоследствии реконструированной и носящей сейчас название водный путь Волго-Балт). Пропускная способность деревянных шлюзов ограничивала размеры и осадку судов, корабли должны были, проходя через шлюзы Мариинской системы, свободно плавать по Онежскому и Ладожскому озерам, на которых волнение и штормы ничуть не слабее, чем в Балтийском море. Эти суда также должны были свободно проходить и по изобилующей мелями и перекатами Волге до самой Астрахани. Это были, по современным меркам, первые суда класса "Река-море". Сормовчане успешно справились с поставленной задачей, суда были построены и в 1903 году успешно испытаны.
      На "ВАНДАЛЕ" были установлены три "нефтяных двигателя", как тогда называли дизели, по 120 л.с. каждый. Двигатели были нереверсивные, то есть не могли менять направление вращения, а коробки передач из-за сложности изготовления не использовали, и поэтому для передачи мощности от двигателей к гребным винтам впервые была применена электропередача. Дизели приводили в действие электрогенераторы, те вырабатывали электрический ток, а он вращал электромоторы. При такой передаче терялось около 15% мощности, но зато приобреталась высокая маневренность по ходу. Скорость и направление вращения гребных винтов регулировалась ручкой реостата, почти как в трамвае.
      Такие дизель-электрические установки получили впоследствии широкое распространение на ледоколах, морских и речных паромах, то есть таких кораблях, где требуется постоянное изменение оборотов и направления вращения винта.

Технические характеристики

Длина наибольшая ... 75,1 м.
Длина по перпендикулярам ... 73,8 м.
Ширина наибольшая ... 9,7 м.
Осадка в полном грузу ... 1,88 м.
Водоизмещение ... 1158 т.
Грузовместимость ... 750 т.
Мощность двигателей ... 360 л.с.
Скорость: порожнего судна ... 8 уз.
     груженого судна ... 7,4 уз.
     под парусами ... до 5 уз.
Экипаж ... 27 чел.

Теплоход "Вандал":
1-четырехлапый якорь, 2-кат-балка, 3-кнехт, 4-световой люк, 5-кофельнагельный бугель, 6-газоотвод вентиляции танков, 7-приемный грузовой патрубок, 8-парус (кливер), 9-степс заваливающихся мачт, 10-парус (крюйсель), 11-световой люк электромеханического отделения, 12-ходовой огонь, 13-битенг, 14-киповая планка, 15-люк румпельного отделения, 16-вентиля приемной нефтяной арматуры, 17-горловина бортового танка, 18-световые люки машинного отделения, 19-поддон для швартового троса, 20-фальшборт, 21-вымпел, 22-выхлопная труба дизеля, 23-ходовая рубка.



ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

      Модель лучше всего выполнить в масштабе 1:150, тогда ее можно сделать самоходной на одном моторчике ДИ-1-2 или любом другом от детских электрических игрушек. Для моделей в классе ЕН-600 правилами допускается уменьшение количества винтов в отличие от прототипа.
      В качестве источника питания лучше все- го использовать батарею из 2-4 аккумуляторов типа ЦНК-0,45 или батарею из пальчиковых элементов, соединенных последовательно.
      Конструкция дейдвуда описана в "МК" №2 за 1998 г. Гребной вал — из кусочка велосипедной спицы, гребной винт вырезается из жести и припаивается к гребному валу примерно так же, как для подлодки "ЛЕМБИТ" (см. этот номер). Выключатель самодельный или от игрушки.
      Корпус модели можно сделать долбленым из древесины лиственных или хвойных пород без пороков и сучков. Он пропитывается олифой так же, как и корпус "МОНИТОРА" ("МК" №2). Палуба выпиливается из фанеры и тоже пропитывается олифой, в ней прорезаются люки для моторчика и батареи. Сверху люки закрываются надстройкой.
      Если нет электромоторчика, то модель можно сделать и резиномоторной так же, как рекомендовалось для "МОНИТОРА" в "МК" №2 за 1998 г.

ОКРАСКА МОДЕЛИ
      СЕРЫЙ: надстройки, фальшборт. ЧЕРНЫЙ: надводный борт, кнехты, китовые планки, брашпиль, якоря, кат-балки, битенги, горловины танков, вентили и трубопроводы приемной нефтяной арматуры, приемный грузовой патрубок, выхлопные трубы дизель-моторов. КРАСНО-КОРИЧНЕВЫЙ (СУРИК): подводная часть корпуса, перо руля, главная палуба. трапы. БЕЛЫЙ: леерное ограждение, световые люки, надписи названия судна, мачты, жилые помещения на баке и корме, ходовая рубка. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦВЕТ ДРЕВЕСИНЫ: палуба мостика.


Скачать чертежи для печати


Источник:М. Грицук. Первый в мире теплоход "Вандал" (Россия, 1903 г.) / ж. "Моделист-корабел" № 5, 1999, 14-15 с. Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024