ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



НЕФТЕНАЛИВНАЯ БАРКЕНТИНА "КОРАН"


С. Константинов

      Предлагаемая модель - "двойного назначения". Ее можно построить и как очень оригинальный стендовый парусник класса С-1 (по правилам НАВИГА), и как ходовую модель в классе ЕН-600 или ЕН-1250. Предлагаемый прототип изобилует различной деталировкой, существенно повышающей стендовую оценку. Модель такого судна нисколько не уступает по зрелищности военному кораблю. В то же время модель проста в изготовлении и не перегружена такелажем, правильная проводка которого - целая наука.


      С шестидесятых годов XIX века большое распространение получили суда со смешанным парусным вооружением. Парусники с прямыми парусами требовали больших и хорошо обученных экипажей (более 100 человек) и соответствующих затрат в эксплуатации. Уже с XVII века сначала в Голландии, а потом в Северной Америке использовались прибрежные небольшие суда с косыми парусами, получивший впоследствии название шхун Это были очень удобные парусники, небольшой экипаж из нескольких человек легко справлялся с нехитрыми косыми парусами и такелажем, но эти суда, очень удобные в прибрежных водах, где надо постоянно лавировать из-за навигационных опасностей, были не столь хороши на больших морских просторах. На крупной волне и при попутном ветре шхуны были неустойчивы на курсе и проигрывали в скорости традиционным парусникам с прямым вооружением.
      Тогда, опять по примеру малых каботажных судов, конкретно бригантины, вооружили фок-мачту кроме косого паруса еще и прямыми парусами. Такие трех и более мачтовые парусники назвали баркентинами. С развитием железного судостроения корпуса коммерческих парусников стали делать железными, а потом стальными, что позволило строить громадные парусные суда с упрошенными обводами, предназначенные для перевозки несрочных грузов - угля. селитры, руды. шерсти, а впоследствии и нефти. И все таки чисто парусное судно в какой-то степени было беспомощным, поэтому уже с 70-х годов XIX века большое распространение получили парусно-паровые суда. Они, как и "чистые" парусники, широко использовались к торговом мореплавании до середины 30-х годов нашего столетия, а некоторые плавают и сейчас как учебные суда.
      Строительство нефтеналивных пароходов. которые и XX веке стали называть танкерами, в конце XIX века из-за малого объема потребляемой нефти велось одиночными экземплярами и только в 1882-8Зг. могущественной российский фирмой "Братья Нобель" была построена первая серия из шести однотипных нефтеналивных пapycно-паровых судов типа "КОРАН". Корабли эксплуатировались в Волго-Каспийском бассейне и представляли собой стальные клепаные паровые трехмачтовые баркентины с машиной в 300 сил и с котлами, работающими на угле. Появление в русском торговом мореплавании таких современных для того времени судов, построенных на отечественных заводах (корабли строились в Финляндии, тогда части Российской империи) свидетельствовало о высоком развитии техники в стране.

Тактико-технические данные

Длина наибольшая ... 75,0м
ширина наибольшая ... 9,0 м
осадка ... 3,70 м
водоизмещение ... 1450 т
     дедвейт (грузовместимость) ... 870 т
мощность паровой машины ... 500 л.с.
площадь парусов ... 365 м3
скорость:
     под машиной ... 10 узл.
     под парусами ... 7 узл.
Экипаж ... 56 человек

Рис. Нефтеналивная баркентина "Коран":
1 - адмиралтейский якорь, 2 - киповая планка, 3 - кнехт, 4 - отводной блок, 5 - вьюшка, 6 - ручной брашпиль с зубчатой передачей, 7 - ходовой мостик, 8 - ходовая рубка, 9 - фок-мачта, 10 - ручная лебедка, 11 - горловина грузового танка, 12 - кофель-нагельная планка, 13 - кожух машинно-котельного отделения, 14 - грот-мачта, 15 - вельбот, 16 - бизань-мачта, 17 - кормовая ручная лебедка, 18 - перо руля, 19 - гребной винт, 20 - шлюпбалка, 21 - кормовая жилая надстройка, 22 - ванты, 23 - дымовая труба, 24 - дефлектор котельного отделения, 25 - световой люк машинного отделения, 26 - трап, 27 - переходный мостик на бак, 28 - ходовой огонь, 29 - фальшборт, 30 - главная палуба, 31 - шпигат, 32 - рундук для принадлежностей, 33 - иллюминатор, 34 - клюз, 35 - ходовой огонь (белый), 36 - государственный флаг, 37 - марс.


ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

      Модель парусно-винтовой баркентины можно строить как для ходовых выступлений, так и стендовую. Если моделист намеривается хотя бы раз испытать модель на плаву, то рекомендуем делать корпус из стеклопластика. Деревянный корпус, несмотря на пропитку и другие меры по предотвращению размокания, после испытаний на воде будет размокать и трескаться. Модель, изготопленная из стеклопластика, долговечна и не боится воды. Итак, для ходовой модели для класса ЕК-600 подойдет любой электромоторчик от детских игрушек типа ДП или ДИ1-3. Питание от батареек или аккумуляторов суммарным напряжением 4,5 В. Обшивку можно не имитировать, поскольку масштаб большой и ее не будет видно (см. статью в "М-К" № 1'98, стр.12).
      Палуба тоже изготавливается из стеклопластика и вклеивается в корпус на пенопластовые рейки эпоксидной смолой. Люк для доступа внутрь модели для батареек и моторчика под котельным кожухом, а для того, чтобы вода не попадала в корпус модели, надо по краю контура люка приклеить небольшой фальшборт высший 5-10 мм. Тогда машинно-котельный кожух будет надеваться нa этот фальшборт, как крышка коробки от ботинок. Палубы бака и юта, а также мостики надстроек выполняются из тонкой 1-1.5 мм фанеры, или за неимением таковой, из шпона, наклеенного на листовой стеклопластик. Фанера или шпон разлиновываются острым шилом под "доски", зашкуриваются и пропитываются эпоксидной смолой, затем опять прошкуриваются и лакируются нитролаками.
      Надстройки спаиваются из тонкой жести, склеиваются из тонкой фанеры или стеклопластика. Настоящие надстройки были деревянными из "вагонки", но окрашенные в белый цвет, поэтому можно острым шилом нацарапать характерные для обшивки из "вагонки" углубления. Котельный кожух был металлическим и гладким. Трубы спаиваются из тонкой жести или склеиваются из полистироловых трубок подходящего размера. Дефлекторы проще всего вырезать из дерева (осины, липы) и покрасить. На раструб дефлектора приклеивается водостойким клеем вырезанный овалом кусочек черной бумаги, имитирующий отверстие.
      Шлюпки можно сделать как открытыми, так и закрытыми, затянутыми брезентом. Открытые шлюпки повышают стендовую оценку, но затянутые брезентом шлюпки более соответствуют действительности, так как в таком положении они всегда находятся на судне, форма шлюпок специфическая "каспийская" для условий этого бурного и опасного моря. Их можно делать как цельнодеревянными, так и вытянутыми из целлулоида или выклеенными из стеклопластика. Шлюпбалки и якорь-балка изготавливаются из медной или алюминиевой проволоки, предварительно прокованной под прямоугольный профиль.
      Вьюшки, брашпили и лебедки спаиваются из кусочков меди, латуни и жести, что долговечнее, прочнее, но тяжелее, или склеиваются из кусочков полистирола дихлорэтаном или клеем "Суперцемент". Барабаны вьюшек, брашпилей и лебедок вытачиваются на токарном станке из дюралюминия, спаиваются из жести или склеиваются из полистирола.

РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ

      Рангоут на данном судне был металлическим, поэтому мачты и реи можно выполнить из самых различных материалов: сосновых и еловых реек, осины или полистироловых литников, а лучше всего из раскатанных на конус отрезков алюминиевой проволоки соответствующей толщины. Весь рангоут обязательно окрашивается. На модели крепление алюминиевых реев к мачтам осуществляется с помощью паяных хомутиков из модной фольги и припаянных к ним конец. Эта конструкция мачт и реев долговечна, не ломается, что нередко происходит с деревянными мачтами, и хорошо смотрится. Она была подробно описана в альманахе "ВАРЯГ" №2'95.
      Ванты, бегучий и стоячий такелаж выполняются из предварительно проклеенных и прокрашенных капроновых или простых ниток различной толщины. Блоки и юферсы вытачиваются из эбонита или имитируются каплями эпоксидной смолы. Огоны и скобы крепления такелажа - из кусочков медной, латунной фольги или тонкой жести. Кофель-нагельные планки выполняются из жести, а сами нагели - из кусочков проволоки.
      Якорь вытачивается из листовой латуни, шток и серьги выгибаются из проволоки и припаиваются.
      Киповые планки вытачиваются надфилем из листового алюминия, латуни или полистирола. Можно спаять киповые планки из кусочков раскованной латунной или медной проволоки.

РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ

      В случае изготовления ходовой модели моделисту надо учесть несколько тонкостей. Модель баркентины "КОРАН" одновинтовая такая модель НИКОГДА не будет ходить строго прямолинейно, а только по очень плавной дуге.
      У одновинтовых моделей сильна реакция винта, и можно только максимально приблизиться к прямой траектории движения, но модель всегда будет поворачивать. Однако это не значит, что токую модель сложно запускать, выходящему на старт моделисту просто надо вводить постоянную поправку на поворот модели в дополнение к поправке на ветер и волну.
      "КОРАН" - модель с развитым рангоутом и парусным вооружением, поэтому не стоит для ходовых соревнований делать модель с парусами, даже подвязанными к реям. При боковом ветре модель с парусами, даже подвязанными, будет крениться и уходить в сторону.
      Модель парусно-винтовой баркентины "КОРАН" непригодна по своим геометрическим соотношениям для управляемых классов Ф2 - сильно удлинена, один винт. Это типичная "прямоходка".


ОКРАСКА МОДЕЛИ
      ЧЕРНЫЙ: корпус корабля от ватерлинии до верхней палубы, якоря, верп, световые люки, сходные трапы, кнехты, киповые планки, брашпиль, вьюшки, внутренняя часть вентиляционных раструбов, верхняя часть дымовых труб, кайма по верхней части шлюпок, гафель, реи, мачты от уровня рея до креплений фор-стень-штага, а также все мелкие детали, находящиеся на верхней палубе и юте. БЕЛЫЙ: леерное ограждение мостиков, рубок, бака и юта. ходовая и штурманские рубки, пиллерсы, бугели, кормовая надстройка, шлюпки, шлюпбалки, кильблоки, кожухи котельных отделений, трубы, раструбы, клотики, гики. КОРИЧНЕВЫЙ: палуба, бегучий и стоячий такелаж, нижняя часть мачт. КРАСНЫЙ: подводная часть корпуса, фонарь левого бортового отличительного огня. ЗЕЛЕНЫЙ: фонарь правого отличительного огня. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦВЕТ ДРЕВЕСИНЫ: палубный настил бака и юта, настил мостиков. ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО: нактоузы компасов. ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: гребные винт (бронза), носовая и кормовая надпись (бронза), колпаки магнитных компасов.


Скачать чертежи для печати


Источник: С. Константинов. Нефтеналивная баркентина "Коран" / ж. "Моделист-корабел" № 2, 1998, 12-13 с., № 4, 1998, 12-13 с. Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024