ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Радиоуправляемые судомодели


МОДЕЛЬ ФИГУРНОГО КУРСА КЛАССА F3-V (А. Наумова)

С. Байдеряков,
г. Ульяновск

      Модели класса F3-V являются одними из наиболее популярных как среди взрослых спортсменов, так и среди судомоделистов-школьников. Многих из них наверняка заинтересует разработка Александра Сергеевича Наумова - мастера спорта СССР международного класса, неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР.

      Корпус модели изготовлен из стеклопластика методом выклейки в матрице. Технология этого процесса обычная. Матрица смазывается разделительным составом (мастика для полов "Эдельвакс", крем для бритья, мыло) и просушивается. В углубления под реданы укладываются стекложгуты, пропитанные эпоксидной смолой, затем вся матрица укрывается тремя слоями стеклоткани толщиной 0,1, 0,2 и 0,2 мм, также пропитанными смолой (соотношение смолы, идущей на пропитку, и сухой стеклоткани по весу 1,2:1).
      При изготовлении верхней выклейки корпуса сразу же формуется посадочное место под крышку радиоотсека. Делается это следующим образом.
      Из стеклотекстолита толщиной 0,4 - 0,7 мм вырезается крышка радиоотсека, смазывается разделительным составом и просушивается. При формовке верхней выклейки крышка укладывается между вторым и третьим слоями стеклоткани так, чтобы задний конец ее слегка выглядывал. Поверх третьего слоя в районе крышки укладывается четвертый слой толщиной 0,2 мм, вся конструкция накрывается пятимиллиметровым оргстеклом и придавливается грузом. После отверждения смолы груз и оргстекло удаляются, выклейка освобождается из матрицы, из нее выдвигается крышка и вырезается лобзиком люк. К нижней выклейке - днищу приформовывается стеклотекстолитовый транец и шпангоуты. Шпангоуты - сандвичевой конструкции: "стеклоткань-пенопласт-стеклоткань". В транце и заднем шпангоуте предусматриваются отверстия под стеклопластиковую трубу - канал глушителя.
      В верхней выклейке вырезаются также окно воздухозаборника и крышка моторного отсека. Крышка навешивается на петлях и фиксируется в закрытом состоянии защелкой. После установки всей "начинки" модели и подгонки шпангоутов и транца верхняя и нижняя выклейки склеиваются эпоксидной смолой. Готовый корпус покрывают краской ЭП-140. В качестве силовой установки используется двигатель ОПС-3,5 рабочим объемом 3,5 см3. Двигатель установлен на мотораме, которая крепится к корпусу через резиновые амортизаторы. Чтобы извлечь двигатель с моторамой из модели, достаточно отвернуть один винт.
      Гребной вал - из проволоки ОВС ф 4 мм. Дейдвуд - трубка из нержавеющей стали ф 8Х1, к ней припаян припоем ПСП-45 кронштейн из нержавейки толщиной 1 мм. Верхняя и нижняя втулки дейдвуда бронзовые. Ступица гребного винта вытачивается из стали. В ступице фрезеруются пазы и впаиваются лопасти из листовой миллиметровой нержавейки. Закрутка лопастей осуществляется на шаговой плите по угольникам, после чего лопасти окончательно профилируют и полируют. Винт ф 44 мм и шагом 50 мм. Топливный бак емкостью 150 см3 спаян из жести и подвешен в корпусе модели на амортизаторах. Хороший бак получается из полиэтиленового флакона емкостью 150 - 200 мл. Технология его изготовления неоднократно приводилась на страницах "М-К". Для управления оборотами двигателя на модели используется радиокарбюратор. Можно регулировать обороты двигателя и с помощью управляемой иглы жиклера.
      Необходимо обратить внимание на точность отслеживания моделью управляющих сигналов, посылаемых моделистом. Для этого необходимо убрать люфты на ручке передатчика аппаратуры радиоуправления и, главное, убрать люфты в механической части модели в системе "рулевая машинка - тяга - руль поворота".
      В заключение следует отметить, что модель А. С. Наумова показала хорошую устойчивость и управляемость как на спокойной воде, так и на волнении. В качестве силовой установки можно использовать и отечественные двигатели. С двигателем КМД-2,5 модель способна проходить дистанцию за 30 с, что позволяет достигать результатов международного класса. Этот же корпус допустимо использовать и при изготовлении модели класса F3-E с электрическим двигателем.


Компоновка и проекция "корпус" модели класса F3-V мастера спорта СССР международного класса А. Наумова:
1 - флагшток, 2 - леерное ограждение, 3 - кнехты, 4 - киповые планки, 5 -цепной стопор, 6 - шпиль, 7 - люк, 8 - вьюшка, 9 - артустановка, 10 - вентиляционный грибок, 11 - боевая рубка, 12 - штыревая антенна, 13 - бортовые отличительные огни, 14 - сигнальный прожектор, 15 - скоб-трап, 16 - контейнеры ракет, 17 - мачта, 18 - топовый огонь (белый), 19, 21, 22 - радиолокаторы, 20 - сигнальный рей, 23 - клотиковый огонь, 24 - ящик для сигнальных флагов, 25 - репитер гирокомпаса, 26 - воздухозаборник, 27 - радиолокационная станция, 28 - гакобортный огонь (белый), 29 - руль, 30 - гребной винт, 31 - выкружка, 32 - дейдвудная труба, 33 - электромоторчик (4,5 В), 34 - ватерлиния, 35 - стеллаж ракетного контейнера, 36 - скула, 37 - якорь, 38 - цепной клюз.



Изготовление люка радиоотсека: 1-4 - слои стеклоткани, 5 - крышка, 6 - органическое стекло, 7 - матрица.
Узел подвески моторамы: 1 - днище, 2 - смесь рубленого стекловолокна и эпоксидного связующего, 3 - стакан (Д16Т), 4, 6 - резиновые амортизаторы, 5 - моторама, 7 - втулка, 8 - винт М3, 9 - гайка.


      СОРЕВНОВАНИЯ В КЛАССЕ МОДЕЛЕЙ F3-V проводятся на дистанции, схема которой изображена на рисунке. Здесь же показана и последовательность прохождения ворот моделью. Створ первых ворот является стартом и финишем модели. За "чистое" прохождение всех ворот спортсмен получает 120 баллов. Оценка за скорость прохождения дистанций определяется по формуле:
N = (150-Т)/5,
где: Т - время прохождения дистанции в секундах.
Например, при "чистом" прохождении дистанции за 50 с спортсмен получает 140 баллов (120+20). Если спортсмен задел за буек моделью или проскочил мимо ворот, то из общего результата вычитаются штрафные баллы (см. табл.).
№ ворот
Штрафные баллы
за непрохождение ворот
за касание буя
1
6
2
2
6
2
3
9
3
4
12
4
5
9
3
6
6
2
7
6
2
8
6
2


Схема дистанции для соревнований скоростных судомоделей фигурного курса и последовательность прохождения ворот гоночной дистанции::
1-8 - номера проходимых моделью ворот, 9 - стартовый мостик, 10 - столик шумометриста.


Источник: Пластиковая прослеживает курс /ж. "Моделист-конструктор" № 1, 1989, 24-25 с.
Scan, Edit & OCR: А. Мятишкин
© ReSim Laboratory   2004-2015