ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


МОДЕЛЬ-КОПИЯ РАКЕТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ


А. ПАВЛОВ,
г. Якутск

      Нет ничего более таинственного из творений человеческих рук, чем подводные лодки. Жизнь и служба в отсеках этих кораблей окутаны романтикой и тайной. Самые интересные приключенческие романы «Тайна двух океанов», «Секретный фарватер», «80 тысяч километров под водой» - написаны о подводных лодках. Не напрасно проекты именно этих кораблей наиболее тщательно охраняются от разведки противника.
      Когда впервые с советской подводной лодки в 1958 году была запущена из-под воды баллистическая ракета, стало ясно, что подводные лодки, оснащенные дальнобойными ракетами, способны поражать не только боевые корабли и суда противника, но и уничтожать его наземные объекты на удаленных территориях. Субмарины, решавшие до этого задачи оперативно-тактического характера, стали важнейшим стратегическим средством как для нападения, так и для сдерживания.
      В 1960 году у США появилась атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» на борту. Через семь лет в составе ВМФ СССР появляются сходные по характеристикам подводные ракетоносцы, обозначаемые в странах НАТО как «Янки». Переход американцев от «Поларисов» к более мощным и дальнобойным ракетам «Посейдон» и строительство лодок типа «Лафайетт» заставили СССР приступить к строительству следующей крупной серии подводных ракетоносцев, обозначаемых за рубежом как «Дельта». Эти лодки, вооруженные ракетами типов SSN-8 и SSN-23 (Surface-Surface-Navy), способны поражать объекты в глубине территории противника с позиций в наших территориальных водах.
      Когда американцы начали строительство лодок типа «Огайо» с ракетами «Трайдент», в СССР приступили к созданию системы «Тайфун» с твердотопливными ракетами SSN-20. В настоящее время, когда устаревшие подводные лодки типа «Янки» постепенно выводятся из боевого состава флота, ракетоносцы типа «Дельта» составляют его основную ударную силу.


      Атомный подводный ракетоносец «Дельта-III» по размерениям и характеристикам близок к американским лодкам «Огайо». Традиционно и внутреннее устройство корабля: в носовом отсеке подводной лодки - гидроакустические станции и торпедные аппараты с запасом торпед или ракетоторпед, которые также запускаются из торпедных аппаратов. Во втором отсеке - аккумуляторные батареи, над которыми размещается блок кают командного состава. Центральный пост управления - это «мозг» корабля. Здесь скапливается вся информация о работе важнейших агрегатов и устройств, отсюда по отсекам корабля расходятся команды; здесь также располагаются гидропост, радиорубка, штурманская, шахты многочисленных выдвижных устройств: антенн, перископов, локаторов, навигационных систем, телевизионные камеры.
      В следующих отсеках - 16 ракетных шахт, в которых находятся ракеты с ядерными боеголовками, имеющие до 10 разделяющихся зарядов, с дальностью полета в 8300 километров.
      За шахтами расположен жилой отсек. Здесь в кубриках и каютах располагаются около 100 матросов, мичманов и младших офицеров. Учитывая то, что экипажу субмарины приходится подолгу бывать в автономных плаваниях, без берега, здесь созданы необходимые бытовые условия: кают-компания с киноустановкой, хорошо оснащенный камбуз, курительный салон. Переборки общественных помещений отделаны под мореный дуб, расписаны панно. Дальность плавания без перезарядки реакторов у этих лодок столь велика, что остальное зависит уже от выдержки экипажа и запаса продуктов. Морозильная камера лодки может вместить в себя 70 тонн продовольствия.
      За следующей прочной переборкой находятся дизель-генераторный и реакторный отсеки; затем идут турбинный и электродвигательный отсеки.
      Во многом сходные с «Огайо», лодки «Дельта» имеют более внушительный внешний вид: хотя кожух ракетных шахт и дает дополнительное сопротивление, скорость у этих кораблей практически одинакова; за счет разделяющихся боеголовок число зарядов близко. И еще одно существенное отличие: наши лодки двухкорпусные - все цистерны располагаются в легком наружном корпусе. По сравнению с американскими они обладают большим запасом плавучести. Два винта позволяют лодке иметь лучшую устойчивость на курсе.
      Совершенствуются подводные корабли и ракеты, не отстает от них и техника обнаружения - субмарину можно «засечь» не только стационарными буями, но и с вертолетов, самолетов, корабельными гидролокаторами и шумопеленгаторами, а также со спутников.
      На лодках большого водоизмещения с двумя корпусами, снабженными к тому же многовальными движителями, очень тяжело бороться с шумом. Лодки класса «Янки» считаются «громкими»: последние же лодки советской постройки, по оценкам зарубежных специалистов, стали очень скрытными.

1. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ЯНКИ». Водоизмещение: надводное 7900 т; подводное 9600 т; длина 130 м, ширина 11,6 м, осадка 8 м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2 реактора, 2 турбины, мощность 50000 л. с. Скорость хода 28 узлов. В течение 1967-1974 годов построено 34 единицы.

2. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-I». Водоизмещение: надводное 9500 т; подводное 11000 т; длина 139 м, ширина 12 м, осадка 9 м. Вооружение: 12 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2 реактора, 2 турбины, мощность 50000 л. с. Скорость хода 26 узлов. В течение 1972-1977 годов построено 18 единиц.

3. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-II». Водоизмещение: надводное 11000 т; подводное 12720 т; длина 155 м, ширина 12 м, осадка 9 м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2 реактора, 2 турбины, мощность 60 000 л. с. Скорость хода 24 узла. В течение 1976-1978 годов построено 4 единицы.

4. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-III». Водоизмещение: надводное 11000 т, подводное 13250 т, длина 155 м, ширина 12 м, осадка 9 м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2 реактора, 2 турбины, мощность 60000 л. с. Скорость хода 24 узла. В течение 1976-1982 годов построено 14 единиц.

5. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-IV». Водоизмещение: надводное 11500 т, подводное 13600 т; длина 160 м, ширина 12 м, осадка 8,8 м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2 реактора, 2 турбины, мощность 60000 л. с. Скорость хода 24 узла. В течение 1984-1991 годов построено 6 единиц.

Статья подготовлена по материалам советской и зарубежной печати. Технические данные заимствованы из английского справочника «Джейн'с файтинг шипс».


Источник: А. Павлов. Ракетоносцы океанских глубин / ж. "Моделист-конструктор" № 8, 1992, 12-13 с.
Scan & OCR: Андрей Мятишкин Edit: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016