ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


БРОНЕНОСЕЦ "КНЯЗЬ СУВОРОВ"

С. Балакин,
Чертежи и рисунки автора

      14 мая 1905 года в 13 часов 49 минут с броненосца "Орел" прозвучал выстрел, который дал сигнал морскому сражению у Цусимы. Тут же грохнул ответный выстрел. Море вокруг флагманского корабля "Князь Суворов" вскипело от разрывов начиненных "шимозой" снарядов. "Азиатский Нельсон", как величала японская печать командующего японским флотом адмирала Того, применил излюбленный прием: огонь всех калибров - по головному кораблю эскадры, чтобы уничтожить его в первую очередь.
      У японцев преимущество в артиллерии и скорости хода. Совершив охват головы русской кильватерной колонны, они поставили наш флагман в крайне тяжелое положение. Уже через 35 минут после начала боя он потерял управление. И когда следовавшая прежним курсом 2-я Тихоокеанская эскадра скрылась из виду, у израненного броненосца практически не осталось шансов. Японцы бросились на него, стремясь добить или принудить к сдаче.
      Но "Азиатский Нельсон" не учел все же одного фактора. И в безвыходной ситуации экипаж "Суворова" продолжал сопротивление! Таков был дух русских моряков! Можно только догадываться, в каких условиях матросы и офицеры вели этот неравный бой. Но еще пять часов израненный броненосец, который, казалось, уже должен был лежать на дне Цусимского пролива, отстреливался из единственной уцелевшей 75-мм пушки. Лишь прямое попадание торпеды поставило точку в схватке. "Князь Суворов" скрылся под водой, унося с собой более 800 человек. Никто не знает, сколько из них были живы.
      Подвиг "Суворова" - выдающийся в истории морских сражений. Лишь печальный итог Цусимы-трагедии нашего флота - не позволял по достоинству оценить его.
      ..."Князь Суворов"-один из пяти броненосцев, сошедших с петербургских стапелей в самом начале века и составивших ядро 2-й Тихоокеанской эскадры. Корабли этого типа несли в себе и развивали достоинства флагмана порт-артурской эскадры "Цесаревича", построенного во Франции. "Цесаревич" - один из самых совершенных кораблей своего времени. Он имел лучшую в мире противоторпедную защиту и прекрасные углы обстрела средней артиллерии, размещенной в шести башнях. Правда, уступал японским кораблям в бронировании надводного борта. Полученные из Франции чертежи были кардинально переработаны нашими инженерами. Незащищенная 75-мм батарея получила броню, несколько изменился силуэт корабля, исчезли громоздкие боевые марсы, возросло водоизмещение...
      В 1899 году на стапеле завода "Новое Адмиралтейство" состоялась церемония закладки головного броненосца, получившего название "Бородино". А вслед были заложены "Император Александр III", "Орел", "Князь Суворов" и "Слава".
      Все они сохраняли французские "гены": были высоки, с характерным завалом бортов (для обеспечения остойчивости при большом "верхнем" весе), имели среднюю артиллерию в расположенных ромбом башнях. При строительстве вносились изменения и в схему бронирования, размещения некоторых деталей и оборудования так, что корабли слегка отличались друг от друга.
      Судьба же этой самой крупной за всю историю нашего флота серии броненосцев оказалась трагичной. "Бородино", "Александр III" и "Князь Суворов" погибли в Цусимском бою. Основная причина-перегрузка кораблей. 2-я Тихоокеанская эскадра к моменту боя совершила далекий переход, но ее трюмы еще были полны грузов. Из-за этою броневой пояс кораблей погружался в воду при малейшем крене, а отсеки заливало через пробоины в небронированном борту. Даже малокалиберные снаряды были опасны.
      Оставшийся после сражения на плаву "Орел" получил тяжелые повреждения и на следующий день был окружен японцами и по приказу адмирала Небогатова спустил флаг. Позже, реконструированный, он вошел в состав японского флота под названием "Ивами". Но и он в 1924 году погиб на маневрах, где был плавучей мишенью.
      Последний броненосец "Слава" не успел войти в строй до выхода эскадры на Дальний Восток. Но и ему досталась нелегкая судьба. 12 лет спустя, после сражения с кайзеровским флотом у Моонзунда, он был затоплен.


      Броненосец "Князь Суворов" - очень выигрышный тип корабля для изготовления настольной копии. Полные обводы корпуса, "заваленный" борт, многоярусные надстройки-все это придает миниатюрной модели эффектный вид.
      Рекомендуем наиболее доступный новичкам масштаб - 1:400. В этом случае часть деталей можно заимствовать от пластиковой модели броненосца "Потемкин", выпускаемой московским заводом "Огонек" (как и в случае с "Ретвизаном").
      Самый простой способ изготовления корпуса - из деревянного бруска или куска пенопласта. Можно использовать и оргстекло. Оно хорошо склеивается, обрабатывается и не требует, как дерево или пенопласт, последующей шпаклевки.
      Заготовка корпуса из оргстекла представляет собой пакет склеенных между собой листов. Сечение его показано на рисунке 1. Чтобы упростить изготовление весьма сложных обводов броненосца, рекомендуем каждый из листов оргстекла вырезать в соответствии с проекцией "полушироты". Подскажем, как ее построить. На проекции "корпуса" проведите горизонтальные линии через промежутки, равные толщине материала. Затем измерьте расстояние Х от оси корпуса до пересечения с каждым из шпангоутов и перенесите на план с заданным в теоретическом чертеже шагом (рис. 2). "Ступенчатый" корпус из таких пластин легко доработать до требуемой формы.
      По приведенным чертежам можно сделать модели остальных однотипных броненосцев. Правда, не забудьте и об отличиях. Форштевни "Бородино" и "Орла" были более вогнутыми, чем на остальных кораблях. "Бородино" имел трехлопастные гребные винты. Несколько различались носовые мостики, ходовые рубки, по-разному устанавливались магнитные компасы. Броненосец "Слава" практически идентичен "Суворову", но на его мачтах отсутствовали боевые марсы.
      Окраска у кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры была следующей: корпуса и надстройки-черные, подводная часть - красная, трубы - желтые с черной верхней частью, винты - бронзовые, палуба - натуральный цвет дерева. "Слава" за годы своей службы неоднократно перекрашивалась в серые цвета разных оттенков - от светлого (средиземноморского) до шарового.


Источник: С. Балакин. Один из славной пятерки. // "Левша" 2, 1991, 4-7 c.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016