ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ГАНГУТ" (1914 г.)

И. Боечин

      В 1908 году в Петербурге - проходил конкурс на лучший проект линейного корабля для Балтийского флота. Этим конкурсом руководил выдающийся русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов. Лучшим из сорока представленных был признан проект, разработанный на Балтийском заводе в Петербурге. По нему в 1909 году заложили четыре линейных корабля: "Гангут" и "Полтава" - на Адмиралтейском заводе, "Севастополь" и "Петропавловск" - на Балтийском заводе.
      В те годы эти корабли считались сильнейшими в мире, а конструкция их корпуса, разработанная виднейшим русским корабельным инженером - впоследствии профессором - Иваном Григорьевичем Бубновым, не имела себе равных. Проектное водоизмещение каждого составляло 23 тыс. т, наибольшая длина - 181,2, ширина - 26,55 и осадка - 8,3 м. На кораблях были установлены паровые турбины мощностью 42 тыс. л. с. и 25 паровых котлов, отапливавшихся углем. Четыре гребных винта обеспечивали скорость 23 узла. Дальность плавания экономическим ходом (13 узлов) достигала 1625 миль.
      Вооружение состояло из двенадцати орудий 305-мм в четырех башнях (по три орудия в каждой башне, что для того времени было новинкой), шестнадцати 120-мм, расположенных в бортовых казематах (по восьми с каждого борта), нескольких зенитных орудий. Кроме этого, имелось четыре подводных торпедных аппарата. Корабль был хорошо забронирован: толщина брони борта - от 100 до 225 мм, палубы - до 76 мм, рубок - 250 мм, башен - от 125 до 200 мм. Экипаж состоял из 1123 человек.
      В конце 1914 года все четыре линкора вошли в состав Балтийского флота.
      В 1915 году на "Гангуте" произошло революционное выступление матросов, подавленное царскими властями. В дни октября 1917 года гангутцы вместе с матросами других кораблей Балтийского флота штурмовали Зимний дворец - последний оплот Временного правительства.
      А весной 1918 года "Гангут" вместе с другими кораблями Балтийского флота совершил труднейший ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Революционные матросы сохранили флот для молодой Советской республики.
      После окончания гражданской войны, в восстановительный период, "Гангут" был капитально отремонтирован и введен в состав красного Балтийского флота, но уже под другим названием: в июне 1925 года он был переименован в "Октябрьскую революцию". Это имя корабль с честью носил все годы своей службы в составе Советского Военно-Морского Флота. В начале тридцатых годов линейный корабль "Октябрьская революция" прошел модернизацию: его боевые качества были значительно усилены.
      С начала Великой Отечественной войны и осенью 1941 года "Октябрьская революция" своим мощным артиллерийским огнем вместе с другими кораблями Краснознаменного Балтийского флота помогала советским войскам, оборонявшим Ленинград. Фашистская авиация неоднократно пыталась уничтожить славный корабль. Только за сентябрь 1941 года вражеские самолеты совершили 20 налетов, сбросив на него более 300 бомб... Но все попытки гитлеровцев оказались тщетными: линкор продолжал успешно громить фашистские батареи.
      После Великой Отечественной войны "Октябрьская революция" продолжала нести службу на Балтике. Но время делает свое дело: стареют не только люди... В составе Советского Военно-Морского Флота появились новые совершенные военные корабли, оснащенные современной техникой и новейшим оружием, и ветеран флота - героический линкор "Октябрьская революция", прослужив свыше сорока лет, был исключен из списков флота. Но славное имя нашло достойного преемника - по морям гордо несет славный советский военно-морской флаг новый крейсер "Октябрьская революция".


      В Центральном военно-морском музее в Ленинграде есть две модели линейного корабля "Октябрьская революция". Первая - из дерева и металла - выполнена известным моделистом, капитаном 1-го ранга С. Ф. Юрьевым в масштабе 1:300. Вторая в масштабе 1:100 воспроизводит линкор после модернизации. Она сделана в 1937 году к XX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции курсантами Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе К. Архангельским, Б. Бродиным, Л. Головиным, Ф. Токаревым и К. Винокуровым.
      Ниже приводятся чертежи легендарного корабля в масштабе 1:500 (теоретический чертеж в масштабе 1:300), сделанные по модели, хранящейся в В Центральном военно-морском музее.

МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "ГАНГУТ":
1 — форштевень, 2 — гюйсшток, 3 — леерное ограждение, 4 — якоря, 5 — якорный клюз, 6 — киповые планки, 7 — кнехты, 6 — носовые якорные шпили, 9 — горловины погрузки снарядов, 10 — палубный люк, 11 — барбетные 120-миллиметровые орудия, 12 — 3-орудийная башня главного калибра, 13 — 76-миллиметровое зенитное орудие, 14 — броненолпак для командира плутонга, 15 — люк для погрузки мин, 16 — 6-весельный ял, 17 — боевая рубка, 18 — магнитный компас, 19 — ходовая рубка, 20 — прожектор, 21 — дальномер. 22 — фок-мачта, 23 — фока-рей, 24 — наблюдательный пост, 25 — фор-марса-рей, 26 — антенные реи, 27 — клотик, 28 — радиоантенна, 29 — дымовая труба, 30 — паровоздушная труба, 31 — люк, 32 — вентиляционные шахты, 33 — трубы для погрузки угля, 34 — ввод антенны в радиорубку, 35 — 14-весельный катер, 36 — паровой катер, 37 — 20-весельный баркас, 38 — моторный катер, 39 — грузовой кран, 40 — грот-мачта, 41 — гафель, 42 — трап, 43 — люк для погрузки мин, 44 — кормовая боевая рубка, 45 — кормовой ходовой мостик с компасом и дальномером, 46 — кормовой шпиль, 47 — забортный трап, 48 — люк, 49 — флагшток, 50 — корма, 51 — рули, 52 — гребные винты, 53 — ахтерштевень, 54 — рында (корабельный колокол).


Источник: "Гангут" - "Октябрьская революция". / ж. "Моделист-Конструктор" № 11, 1967, 7-10 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016