ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


Сухогрузное судно "ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ"

С. Лучининов,
инженер-кораблестроитель

      Огромны международные связи Советского Союза, в десятки стран идет продукция нашей промышленности, а обратно - товары разных стран: из Африки - бобы какао, из Бразилии - кофе, с Кубы — тростниковый сахар и т.д.
      Для, перевозки этих грузов требуется большое количество так, называемых «сухогрузных судов». Сухогрузные суда предназначаются для перевозки всевозможных машин, оборудования, металлических изделий — так называемых генеральных грузов и сухих грузов (в ящиках, мешках, насыпью). Бывают сухогрузные суда, построенные специально для перевозки зерна, угля, руды, леса и других сыпучих грузов.
      Наши заводы строят много сухогрузных судов, в том числе наиболее мощные и совершенные суда, торгового флота типа «Ленинский комсомол».
      «Ленинский комсомол» — двухпалубное судно, предназначенное для перевозки генеральных грузов; оно было построено в СССР на судостроительном заводе в городе Херсоне. Судно — трехостровного типа, то есть оно имеет полубак, полуют и надстройку в средней части. Корпус судна сварен из прочной судостроительной стали и разделен 9-ю водонепроницаемыми переборками. Полное водоизмещение судна — 22100 т. Наибольшая длина — 169,9 м, длина между перпендикулярами — 156,0 м; наибольшая ширина — 21,8 м; высота борта на миделе (посередине судна) — 12,9 м; высота твиндеков (помещений между верхней и нижней палубами) - 3,3 м, средняя осадка — 9,72 м. Судно может принять свыше 13 тыс. т груза. Район плавания для судна не ограничен, оно может находиться в плавании 40 суток. Запаса топлива, находящегося в специальных отсеках, достаточно, чтобы пройти (без захода в порты) свыше 20 тыс. км.
      В средней части судна, между трюмами № 3 и 4, расположено машинно-котельное отделение с современными высокоэкономичными механизмами. Пар в турбины и турбогенераторы поступает от двух вертикальных водотрубных котлов производительностью 25 т пара в час с давлением 42 атм и температурой 470°С, сжигающих низшие сорта мазута.
      Силовая паротурбинная установка мощностью 13 000 л.с. состоит из турбин высокого и низкого давления, в последнюю встроена турбина, обеспечивающая задний ход. Все процессы управления котлами и турбиной полностью автоматизированы. Турбина при полном ходе дает 1000 об/мин, но двухступенчатое редукторное устройство уменьшает число оборотов до 100 и приводит во вращение гребной вал, на котором насажен один 4-лопастный бронзовый гребной винт диаметром 6,3 м. Судно с полным грузом развивает скорость до 18,5 узла (34,3 км/час), а «в балласте» (без груза) - 22 узла (40,8 км/час).
      Два турбогенератора переменного тока напряжением 400 в и мощностью по 600 квт подают питание ко всем судовым механизмам. На корабле имеется аварийный дизель-генератор мощностью 100 квт, который начинает работать при выходе из строя котлов или турбогенераторов, при попадании воды через пробоину в машинное отделение и т.д.
      В шесть трюмов, имеющих общий объем 20300 м3 можно погрузить 13500 т различных грузов. Высота трюмов - 9,6 м - позволяет грузить в них очень, высокие машины и механизмы. Размеры люков (четыре из них имеют размеры 11,9х9м, один - 8,35х6,0 м и один - 9,35х7,0 м) позволяют быстро грузить и выгружать различные грузы, а 10 грузовых стрел, работающих от мощных электрических лебедок, дают возможность грузить тяжелые предметы весом до 60 т.
      Побеспокоились строители и о том, чтобы грузы не повредила сырость, которая бывает особенно велика при плавании в тропиках: на судне установлена система осушения воздуха в трюмах. Эта система засасывает вентиляторами наружный воздух, осушает его и гонит в трюмы.
      Чтобы в трюмы не попадала вода, грузовые люки раньше обычно закрывались вручную деревянными крышками - лючинами - и покрывались сверху брезентом. Закрывание люков и заклинивание (крепление клиньями) брезентовых полотнищ отнимало много времени и не было достаточно надежным.
      На судах типа "Ленинский комсомол" люки закрывают металлическими крышками с механическим приводом, поэтому всего лишь один человек может за несколько минут открыть или надежно закрыть, все люки.
      На судне установлены четыре мачты Л-образной конструкции и две пары грузовых колонн, на которых поднимаются стрелы для производства грузовых операций. "Ленинский комсомол" имеет шестнадцать 5-тонных грузовых стрел, четыре 10-тонные и две 60-тонные. 60-тонные стрелы установлены над люками трюмов №3 и 4, но их можно «переносить» также к трюмам № 2 и 5; таким образом, в четыре средних трюма с самыми большими люками можно грузить и выгружать из них собственными стрелами судна грузы весом до 60 т.
      Для постановки судна на якорь имеются два носовых становых якоря Холла весом по 5 т, запасной якорь такого же веса и кормовой якорь Холла весом 2 т. Спуск и подъем носовых якорей производится с помощью брашпиля, а кормового - с помощью шпиля. Брашпиль и шпиль используются также при швартовке судна.
      Руль у судна обычный, подвешенный на петлях, имеет площадь 21 м2 и управляется с помощью электрогидравлического привода.
      На судне имеются две моторные спасательные шлюпки вместимостью по 28 человек, две спасательные шлюпки на 36 человек каждая, приводимые в движение гребным винтом с ручным приводом, моторный разъздной катер и гребная рабочая шлюпка. Все они подвешены на шлюпбалках. Таким образом, в случае необходимости спасательные шлюпки, расположенные на одном борту, могут принять весь экипаж судна.
      Жилые помещения расположены в средней части судна и рассчитаны на размещение 48 человек экипажа, 12 пассажиров и 8 практикантов.
      Гироскопический компас показывает курс, на котором автоматический рулевой точно удерживает судно, а автоматический прокладчик курса, связанный с гирокомпасом и электрическим лагом, постоянно наносит на карту перемещение судна. Радиолокационная станция помогает штурманам и капитану видеть далеко впереди различные препятствия и встречные суда, а эхолот дает возможность в любой момент определить глубину моря под килем судна. В помощь радиолокационной станции для определения координат судна применяется радиопеленгатор, который позволяет определять направления радиомаяков. При пересечении двух и более пеленгов легко определить координаты судна в океане.
      Длинноволновые и коротковолновые передатчики и приемники, установленные на судне, вполне обеспечивают радиотелеграфную связь с берегом и другими судами, а с помощью приемно-передающей станции «Урожай» можно вести и телефонные переговоры.
      Из этого краткого описания различных механизмов, установленных на судне "Ленинский комсомол", видно, что наши конструкторы делают все возможное для того, чтобы обеспечить советским морякам безопасное плавание и быструю доставку грузов.


Попробуйте построить модель судна "Ленинский комсомол" по чертежам приведенным ниже.

      Общий вид модели сухогрузного судна изображен в масштабе 1:500. Этот масштаб не подходит ни под какой класс. Если делать миниатюрную модель, чертеж придется уменьшать; если строить самоходную — увеличивать. На рис. 144 дан теоретический чертеж в масштабе 1:200, построенная по нему модель будет длиной 780 мм, что соответствует классу V, «А». Модель должна быть самоходной с механическим двигателем, с масштабной скоростью и наименьшей дальностью плавания 50 м. Так как классификация разрешает строить модель в масштабе 1:100, то теоретический чертеж может быть увеличен в 2 раза, тогда длина модели составит 1560 мм.
      Деревянный корпус модели следует делать наборным. Можно, конечно, построить корпус сухогрузного судна из жести, но это будет более сложная работа. Так как модель самоходная, особое внимание надо уделить обеспечению водостойкости корпуса, правильной установке гребного вала и руля. Грузовые стрелы изготовляют из сухой прямослойной сосны, надстройку — из авиационной фанеры или электротехнического картона с применением целлулоида для иллюминаторов, дымовую трубу, шлюпки, шлюпбалки, лебедки, шпили, трапы, леерные стойки, кнехты, киповые планки, клюзы и другие детали — из дерева, фанеры, пластмассы и алюминия, антенны, такелаж грузовых устройств — из капроновых нитей.
      Цвета окраски модели: корпус — черный; мачты, стрелы, надстройка — белый; подводная часть судна — красный; ватерлиния, полубак и полуют — белый.

Общий вид модели

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


1 - форпик; 2 - балластная цистерна; 3 - станция углекислотного тушения; 4 - станция подсушки воздуха и вентиляции трюмов; 5 - каюта боцмана; 6 - кают-компания; 7 - каюта начальника радиостанции; 8 - рулевая рубка; 9 - каюты практикантов; 10 - столовая команды; 11 - пассажирские каюты; 12 - станция подсушки воздуха и вентиляции трюмов; 13 - помещение аварийного дизель-генератора; 14 - рабочая шлюпка; 15 - румпельное отделение; 16 - перо руля; 17 - гребной винт; 18 - гребной вал; 19 - открытые подшипники гребного вала; 20 - спасательные шлюпки; 21 - кнехты; 22 - шпиль; 23 - брашпиль; 24 - запасный якорь; 25 - 5-тонные стрелы; 26 - 10-тонные стрелы; 27 - 60-тонные стрелы; 28 - антенна радиостанции; 29 - передний топовый огонь; 30 - задний топовый огонь; 31 - левый отличительный огонь; 32 - правый отличительный огонь; 33 - машинно-котельное отделение; 34 - разъездной катер.


Источник информации: Б.К. Сидоров. Сухогрузное судно "Ленинский Комсомол". / ж. Судостроение, 1960, № 11.    
Н. Г. Морозовский. Морской богатырь. / альм. "Юный Моделист-Конструктор" № 3, 5-6 с., цв. вкл. 1.    
Сухогрузное морское судно. / в кн. С. Лучининов. Юный моделист-кораблестроитель. -Л.: Судпромгиз, 1963. - 192 c.    
С. Лучининов. Паротурбоход «Ленинский комсомол» / ж. "Моделист-Конструктор" № 10, 1968, 26-29 с., обл.1    
Scan & OCR: MasterRU    

ReSim Laboratory   2004-2016