ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


МОДЕЛЬ ПАССАЖИРСКОГО ЛАЙНЕРА "АЛЕКСАНДР ПУШКИН"

В. Целовальников

      В 1964 - 1972 гг. на верфи им. Матиаса Тезена в ГДР были построены для ЧМП и БМП пять судов неограниченного района плавания типа „Иван Франко". Из них 3 судна: "Иван Франко", "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" - поступили в ЧМП, а остальные два: "Александр Пушкин", "Михаил Лермонтов" - в БМП.
      Суда типа „Иван Франко", несмотря на грузопассажирскую концепцию в 70-е гг. составили основное ядро круизного флота. Надежные в эксплуатации они обеспечивали рентабельную работу во всех формах эксплуатации при полной загрузке. В 1972 г. началось переоборудование судов этого типа, которое было продолжено в последующие годы. На первом этапе переоборудования были расширены общественные помещения в результате сокращения грузовой функции, установлены успокоители качки. На втором этапе была дооборудована часть пассажирских кают, не имевшая ранее индивидуальных санблоков и проведена общая модернизация интерьеров кают и общественных помещений.
      Будучи однотипными по конструкции, лайнеры различались художественным оформлением внутренних помещений. Суда "Александр Пушкин" и "Михаил Лермонтов" были оформлены в традиционно русском стиле, "Иван Франко", "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" в национальном украинском и грузинском стилях.
      Суда типа "Иван Франко" совершали круизные рейсы во всех районах мирового океана. Лайнеры работавшие в ЧМП преимущественно обслуживали Крымско-кавказскую линию и совершали океанские круизные рейсы.



ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУДНА:

Страна постройки: ГДР
Место постройки: Mathias Thesen, Висмар
Год постройки: 1965
Длина наибольшая, м.: 176,14
Ширина наибольшая, м.: 23,6
Осадка м. : 8,11
Brt/ Dwt. 19861/ 6007
Машина: Два 7-цил, Sulzer Werkspoor дизеля.
Мощность: 15666 kW
Скорость узлов: 20,4
Пассажировместимость:
      каютная: - 750
      палубная: - 500
Численность экипажа, чел.: 347
Автомобиле-вместимость: 26 (до переоборудования)

      Пассажирский флот Советского Союза по своей вместимости в настоящее время занимает третье место в мире. В СССР имеется более 10 типов серийных пассажирских судов. Они обслуживают 12 международных пиний, связывающих наши порты с портами 23 государств. Наибольшей популярностью у пассажиров на пинии Ленинград - Монреаль пользуется советский океанский лайнер "Александр Пушкин" - флагман Балтийского морского пароходства. Как построить его модель, рассказывает мастер спорта СССР Владимир Целовальников.
      На Международных соревнованиях а ГДР в 1969 году его работа по качеству изготовления и отделке получила высшую оценку судей.
      Хотелось бы заранее предупредить, что модель сложна и рассчитана на моделистов, имеющих определенный опыт.
      КОРПУС: здесь можно предложить несколько вариантов. Лучший - корпус из стеклопластика. Напомним, как его сделать. Из выдержанных сухих досок склеивают болванку. Доски предварительно опиливают по ватерлиниям. Лучше всего взять липу, ольху, тополь или, в крайнем случае, сосну. Склеив доски, обрабатывают болванку по шаблонам, сделанным по теоретическому чертежу. Готовую болванку тщательно зачищают наждачной бумагой, зашпаклевывают все ямки и трещины. Для нанесения разделительного слоя можно использовать разогретый парафин, разжиженный керосином, или мастику для натирки паркетных полов. Надо проследить, чтобы вся поверхность болванки была тщательно покрыта этим слоем (иначе стеклоткань может к ней приклеиться, и корпус будет невозможно снять). Выклеивать корпус можно на основе полиэфирной смолы ПН-1, а также на основе эпоксидных - ЭД-5 или ЭД-6.
      Для смолы ПН-1 компонентами являются нафтанат кобальта (добавляется 8% к смоле) и гидроперекись изопропилбензола - гипериз (3%). Нафтанат кобальта вводится в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором является дибутилфталат (8%) и отвердителем - полиэтиленполиамин (10%).
      Выклеивать корпус необходимо в хорошо вентилируемой комнате, так как смолы токсичны. При выклейке надо на руки надеть резиновые перчатки и после работы промыть руки теплой водой с мылом. Так как эпоксидные смолы намного гуще полиэфирных, то их рекомендуется разжижать толуолом (10-15%). Промазав болванку смолой, накладывают 1-й слой ткани, предварительно тщательно разровняв ее, и еще раз промазывают смолой. Потом накладывают 2-й слой ткани и т. д. Всего на болванку накладывают 3-4 слоя стеклоткани в зависимости от толщины.
      При этом не допускается, чтобы между слоями ткани оставался воздух. Правильно разведенная смола полимеризуется в течение 10-12 часов.
      На следующий день, не снимая корпуса с болванки, обрабатывают его напильниками и наждачной бумагой, а затем шпаклюют. Для этого в разведенную смолу добавляют как наполнитель тальк или двуокись титана. Высохший корпус снимают с болванки. Для усиления корпуса вклеивают в него 4-5 переборок и палубу, сделав в ней вырезы для установки механизмов. Переборки и палуба приклеиваются той же смолой со стеклотканью, причем места склейки необходимо тщательно обезжирить ацетоном или эфиром и зачистить наждачной бумагой.
      Корпус можно сделать и наборным способом. Для этого необходимо выпилить из 4-5-мм фанеры шпангоуты, снятые с теоретического чертежа, собрать их на стапеле, закрепить стрингерами на клею, а затем обшить миллиметровой фанерой с нитроклеем (эмалит - АК-20). Для прочности такой корпус можно оклеить одним слоем стеклоткани и обработать так же, как корпус из стеклоткани. В готовом корпусе устанавливают дейдвуды из медной или латунной трубки диаметром 7-8 мм. С наружного конца дейдвуда впаивают латунную втулку, на внутреннем конце устанавливают шарикоподшипник.
      Дейдвуды вклеиваются в корпус с помощью смолы и ткани. Мотор можно взять МУ-30 или МУ-50. Редуктор, как правило, делается на уменьшение обортов - 1:2. На гребные валы используются 3-4-мм серебрянка или проволока ОВС. Винты и обтекаемые гайки изготавливаются из латуни. Руль паяют из латуни или жести. Корпус можно покрыть нитрокраской. Предварительно на него наносят 3-4 слоя жидкой нитрошпаклевки, зачищают и наклеивают на него из белого целлулоида ватерлинию, полосы на носу и по бортам. Борт окрашивают черной краской, днище - красной. Краску можно отполировать пастой № 290 (для автомобилей).
      После окраски корпуса изготовляют крупные надстройки из миллиметровой фанеры. Вырезают полоски из фанеры высотой в соответствии с выбранным масштабом, размечают иллюминаторы. Затем из 2-2,5-мм фанеры наклеивают палубу. Надстройки тщательно обрабатывают нитрошпаклевкой, зачищают и окрашивают каждую в отдельности в белый цвет. Палубу следует отфанеровать кленовым шпоном, расчертить опалубку, зачистить наждачной бумагой и покрыть несколько раз нитролаком. Еще раз обрабатывают и наносят последний слой лака. Стеклят иллюминаторы тонким оргстеклом и наклеивают на них шторы из капроновых лент. Бассейн делают из оргстекла и целлулоида. Лобовую часть надстройки и фальшборт - из фанеры или оргстекла. Надстройки для удобства работы с механизмами должны легко сниматься. Трубу можно выклеить из стеклоткани или сделать из дерева. Релинги спаяйте из латуни и проволоки. Шлюпки лучше всего изготовить из целлулоида или оргстекла.
      Грузовые краны склеиваются из оргстекла дихлорэтаном и окрашиваются в белый цвет. Шпили, кнехты, вьюшки, роульсы вытачиваются из металла или оргстекла и окрашиваются в черный цвет. Под шлюпками устанавливаются решетки (ростры), спаянные из миллиметровой латунной проволоки.
      Леера изготавливаются из прокатанной медной или латунной проволоки или из полоски латуни шириной 1,3-1,5 мм, толщиной 0,5-0,7 мм.
      Остальная деталировка вентиляторы, палубные столы, стулья, шезлонги, пеленгаторы, антенны и прочие дельные вещи изготавливаются из оргстекла, целлулоида, латунной проволоки и других материалов.
      Для устойчивости на курсе в модель целесообразно установить гироскоп, взаимодействующий с рулем с помощью механической или электрической связи. В этом случае исполнительным механизмом может быть рулевая машинка или пара соленоидов. Закончив изготовление модели, приступайте к отладке ее на воде.


Общий вид модели:
1 - якорь Холла; 2 - люк; 3 - планка с роульсами; 4 - швартовный шпиль; 5 - буксирный кнехт; 6 - швартовный кнехт; 7 - рында; 8 - планка с роульсами; 9 - большой швартовный шпиль; 10 - якорное устройство; 11 - швартовный кнехт; 12 - волноотвод; 13 - люк грузовой; 14 - вьюшка; 15 - лацпорт; 16 - люк грузовой; 17 - грузовой кран; 18 - репитер гирокомпаса; 19 - компас; 20 - сигнальный прожектор; 21 - машинный телеграф; 22 - репитер гирокомпаса; 23 - колонка вентилятора; 24 - колонка вентилятора; 25 - антенный ввод; 26 - штыревая антенна; 27 - скамейка; 28 - кофель-нагельная планка; 29 - кофель-нагельная планка с лебедкой; 30 - фонарь; 31 - рундук; 32 - спасательный надувной плот в контейнере; 33 - колонка вентилятора; 34 - колонка вентилятора; 35 - ростры большие; 36 - ростры; 37 - лебедка стрелы; 38 - грузовая стрела; 39 - колонка вентилятора; 40 - лацпорт; 41 - трап; 42 - лацпорт; 43 - иллюминатор; 44 - ведра пожарные; 45 - плавательный бассейн; 46 - кресло; 47 - стол; 48 - винт гребной; 49 - ограждение винта; 50 - швартовная площадка; 51 - перо руля; 52 - компас кормовой; 53 - кормовой гиропост; 54 - флагшток; 55 - леерные ограждения; 56 - бортовой отличительный огонь; 57 - антенна радиопеленгатора; 58 - щиток с названием корабля; 59 - ходовые огни; 60 - радиолокатор; 61 - мачта; 62 - спасательная шлюпка; 63 - радиоантенна; 64 - сирена; 65 - труба; 66 - шлюпбалка; 67 - шлюпочная лебедка; 68 - трапбалка; 69 - шлюпка рабочая; 70 - трап; 71 - детский бассейн; 72 - флагшток.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источники информации: Лайнер „ Александр Пушкин" / ж. "Моделист-Конструктор" № 9, 1970, 14-17 с., вкл.2-3.
http://www.sea.infoflot.ru/ru/fleet
http://fleetphoto.ru/projects/
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU

ReSim Laboratory   2004-2016