ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


МОДЕЛЬ СУДНА-БАНАНОВОЗА


В. Целовальников,
мастер спорта международного класса

      В последнее время в судостроении широко распространились суда с бульбовыми образованиями на форштевне. Это нововведение позволило увеличить скорость на 3-6 узлов. Естественно, оно отразилось и в моделизме.


Мы предлагаем читателям модель современного сухогруза-банановоза, которая хорошо зарекомендовала себя на международных соревнованиях.

      Как известно, изготовление модели начинается с корпуса. Лучший вариант - это корпус из стеклопластика. Напомним коротко его технологию.
      Из хорошо выдержанных досок (липа, ольха) заготовляются доски-ватерлинии. Затем их склеивают в пакет и обрабатывают стамесками и рубанками. Перед выклейкой корпуса на болванку необходимо нанести разделительный слой. Для этого можно использовать поливиниловый спирт или мастику для натирки полов (эдельвакс).
      Выклеивать корпус можно на основе эпоксидных смол ЭД-5 или ЭД-6. Для смолы ПН-1 компонентами являются нафтанат кобальта, которого добавляется к смоле 8%, и гидроперекись изопропиленбензола (гипериз); его добавляют в количестве 3%. Нафтанат кобальта вводится в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором является дибутилфталат - 8%, а отвердителем - полиэтиленполиамин, его добавляют 10%. Поскольку эпоксидные смолы немного гуще полиэфирных, то их рекомендуется разжижать толуолом или ацетоном, которых добавляется 8-10%.
      Выклеивать корпус необходимо в хорошо вентилируемой комнате, так как смолы токсичны. При работе рекомендуем пользоваться резиновыми перчатками. Затем следует промыть руки теплой водой с мылом.
      На болванку стеклоткань накладывается в 3-6 слоев, в зависимости от толщины ткани. Промазав болванку смолой, накладывают первый слой ткани и тщательно разравнивают ее. В такой же последовательности накладывают остальные слои. Надо следить, чтобы между ними не оставался воздух. С этой целью каждый слой стеклоткани хорошо проглаживают. Правильно разведенная смола полимеризуется в течение 10-12 часов, так что на следующий день, не снимая корпуса с болванки, можно обработать его напильником и наждачной бумагой, а затем зашпаклевать шпаклевкой собственного приготовления. В разведенную эпоксидную смолу добавляют наполнитель - тальк или двуокись титана. После обработки корпуса наждачной бумагой его снимают с болванки. Для усиления устанавливают на эпоксидной смоле 4-5 переборок, а затем ею же приклеивают и палубу, предварительно сделав прорези для доступа к механизмам. Места склейки нужно тщательно обезжирить ацетоном или эфиром и зачистить наждачной бумагой.
      Надстройки можно изготовить из оргстекла толщиной 1-2 мм или спаять из жести или латуни. Трубу выклеивают из стеклоткани таким же способом, как и корпус, или оставляют деревянную. Грузовые колонки, стрелы и мачта изготавливаются из трубок, листовой латуни, проволоки и т. д. Швартовое и якорное устройство вытачивают на токарном станке из латуни или толстого оргстекла. Шлюпки можно выдавить из целлулоида или из оргстекла толщиной 1 мм. Из стекла же склеиваются и шлюпбалки.
      Модель окрашена в следующие цвета: днище красное, антикоррозийная полоса светло-зеленая, надстройки и труба - белые. На трубе - красная полоса. Кипы, кнехты, якоря, брашпиль - все окрашено в черный цвет с добавлением в краску алюминиевого порошка.
      Окрасив корпус и детали, можно приступать к сборке модели. На ней устанавливают моторы МУ-30 или МУ-50, для питания которых используют батарейки или малогабаритные аккумуляторы.


Общий вид модели:
1 - Буксирный клюз; 2 - кницы; 3 - роульсы: 4 - люк якорный; 5 - кнехты; 6 - клюзы якорные; 7 - стопора; 8 - лебедка; 9 - брашпиль; 10 - раструбы; 11 - трапы; 12 - грузовые люки; 13 - вьюшки; 14 - стрелы; 15 - компас; 16 - репитеры; 17 - кран; 18 - кран-балки; 19 - световой люк: 20 - лебедка шлюпочная; 21 - шлюпбалка; 22 - шлюпка спасательная; 23 - вентиляционные колонки; 24 - рабочая шлюпка; 25 - кран-балки; 26 - грузовая колонка; 27 - прожектор; 28 - радиоантенна; 29 - мачта; 30 - радиопеленгатор; 31 - швартовые клюзы; 32 - стойка для огней; 33 - флагшток.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: В. Целовальников. Банановоз / ж. "Моделист-конструктор" № 7, 1973, 22-26 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016