ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ КРЕЙСЕРА «КИРОВ»



      На крейсере «Киров» сыграли отбой,
Погасла полоска заката,
И вечер прилег голубой-голубой
Над синей волною Кронштадта.

      В полночной тиши меж усталых бойцов
По городу Киров шагает,
А крейсер его сквозь блокады кольцо
В бессмертие грозно вплывает.

Г. Крылов, Ю. Визбор.


      Пилот головного пикировщика напряженно вглядывался в силуэты кораблей, медленно проползавшие под крылом его самолета. Наконец на фоне отливавшей свинцом воды он заметил то, ради чего отправился в этот рискованный полет. Обнаруженная цель оказалась крупным военным кораблем с двумя широкими, откинутыми назад дымовыми трубами и тремя мощными артиллерийскими башнями.
      Фашистский ас положил машину на крыло и со стороны солнца бросился почти в отвесное пике...
      Но на корабле, казалось, ждали этой атаки. Блеснули вспышки зениток, летчик почувствовал страшный удар... Последнее, что он увидел в своей жизни, - это серые волны Балтики, стремительно и неумолимо надвигавшиеся на него...
      Зенитчики корабля, едва проводив взглядом сбитый «юнкерс», уже развернули орудия навстречу очередному фашистскому стервятнику, которого через несколько секунд постигла та же участь.
      Так выглядел один из эпизодов боевых будней замечательного советского корабля-крейсера «Киров».
      Его киль был заложен 22 сентября 1935 года. Корабль спустили на воду 1 декабря 1936 года. Через год он успешно прошел швартовые и ходовые испытания и вступил в состав Краснознаменного Балтийского флота.
      Это был удивительный для своего времени корабль - быстроходный, хорошо защищенный броней, имеющий мощную артиллерию, позволявшую выдержать поединок даже с самым тяжелым крейсером. От атак вражеской авиации корабль надежно защищали 100-мм зенитные пушки, многочисленные зенитные автоматы и пулеметы. Помимо торпед, крейсер мог принять на борт 170 мин.
      В годы, когда строился «Киров», еще не было изобретено такое эффективное средство дальней разведки, как радиолокатор, поэтому «глазами» этого крейсера были два гидросамолета КОР, выстреливаемые катапультой и поднимаемые на борт краном.
      В 1939-1940 годах «Киров» совершил несколько заграничных походов по Балтийскому морю, а весной 1941 года ушел нести службу в Рижском заливе. Там крейсер встретил Великую Отечественную войну.
      22 июня 1941 года зенитки «Кирова» открыли огонь по фашистским самолетам, пытавшимся прорваться к Риге. Потом шли жестокие бои с вражескими подводными лодками, торпедными катерами и самолетами.
      В августе вновь заговорил главный калибр «Кирова» - на этот раз крейсер обстреливал немецко-фашистские войска, осаждающие Таллин. Рядом с «Кировым» самоотверженно дрались балтийские эсминцы, сторожевики и канонерские лодки. От разрывов тяжелых 180-мм снарядов крейсера переворачивались вражеские танки и орудия, разлетались на куски транспортеры и автомашины, а осколки косили сотни фашистов.
      В конце августа 1941 года началась эвакуация войск, защищавших Таллин. На рейде столицы Эстонии собралось более 60 транспортов.
      Поздно вечером 28 августа огромный флот двинулся в Кронштадт. Нелегок был этот путь! Впереди, на узком фарватере, наш флот поджидали вражеские торпедные катера, подводные лодки, пикирующие бомбардировщики, минные поля.
      Первым в Финский залив двинулся отряд главных сил флота во главе с «Кировым». На флагмане находился мозг КБФ - командующий флотом и Военный совет.
      Оставив за кормой горящий, задымленный Таллин, корабли подошли к мысу Юминда. Развернув башни главного калибра в сторону берега, «Киров» несколькими залпами подавил вражескую батарею, пытавшуюся обстреливать советские корабли.
      Ночью начался шторм. На пути кораблей появились десятки мин, сорванных с якорей. То и дело во мраке ночи сверкали багровые вспышки - не всем удавалось избежать встречи с «рогатой смертью»...
      Морякам «Кирова» приходилось спускаться на тросах за борт и руками отводить от корабля рогатые шары. Артиллеристы ни на минуту не оставляли своих постов: из финских шхер время от времени выскакивали торпедные катера.
      Наконец утром 29 августа флот подошел к Кронштадту. За кормой остались сотни миль тяжелого перехода.
      В сентябре «Киров» открыл сокрушительный огонь по вражеским позициям. Только за четыре дня артиллеристы «Кирова» уничтожили 4 батареи, 18 тягачей, 2 склада и около 1000 солдат противника.
      Крейсер «Киров» защищал огнем своих пушек Ленинград, пока Советская Армия не прорвала блокаду 15 января 1944 года орудия «Кирова», дав последние залпы по отступающему врагу, уже через несколько дней салютовали героям Ленинградского фронта.
      После Великой Отечественной войны «Киров» оставался самым мощным и самым современным крейсером Краснознаменного Балтийского флота. Потом ему на смену пришли новые, более совершенные крейсеры типа «Свердлов», а позже - крейсеры-ракетоносцы. Уже будучи основательно модернизирован, крейсер «Киров» не раз ходил с визитами дружбы за границу. Его видели жители портов Польской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Швеции. В июне 1968 года он отличился на учениях «Север», в 1970 году был штабным кораблем на общефлотских учениях «Океан».
      В наши дни краснознаменный крейсер «Киров» по-прежнему находится в строю как учебный корабль. На нем молодые моряки приобретают знания и опыт морской практики.
И. Боечин

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КРЕЙСЕРА «КИРОВ» НА 1941 ГОД
Водоизмещение - 8600 т;
скорость - 35 узлов;
вооружение -
      девять 180-мм орудий в трех башнях,
      восемь 100-мм зенитных орудий (шесть за щитами на кормовой надстройке и два в ее кормовой части),
      десять 37-мм зенитных автоматов,
      шесть 13-мм зенитных пулеметов,
      шесть 533-мм торпедных труб (два торпедных аппарата),
      170 мин, одна катапульта, два гидросамолета КОР;
мощность паровых турбин - 110000 л, с.;
дальность плавания - 1600 миль;
длина - 191,1 м;
ширина - 18,0 м;
осадка - 6,0 м;
экипаж - 790 чел.


Как построить модель?

Чертеж крейсера «Киров» дан в масштабе 1:500, поэтому для постройка более крупной плавающей модели его придется пересчитать и увеличить в соответствии с выбранным масштабом.
      Начинающим судомоделистам рекомендуем делать корпус модели из деревянного бруска. Сначала перенесите на брусок контур верхней палубы. Сделав срез полубака, вырежьте развал носа и кормовой подзор. После этого тщательно обработайте корпус наждачной бумагой.
      Носовую и кормовую надстройки, рубку и мостики, расположенные на фок-мачте, делайте из деревянных брусков одинаковой толщины.
      Почти все мелкие детали модели: орудия, мостики и рубки, мачты, торпедные аппараты - советуем монтировать на корпусе после покраски и сборки. Если вы станете красить уже готовую, полностью собранную модель, вам трудно будет избежать потеков краски.
      Для плавающей модели (корпус которой, конечно, должен быть полым) можно использовать электродвигатель или, что намного проще, резиномотор. Чтобы плавающей модели придать остойчивость, поместите в ее днище свинцовый балласт.
      Готовая модель должна быть покрашена в следующие цвета: надводная часть корпуса, надстройки, рубки, дымовые трубы, артиллерийские башни, стволы орудий, дальномеры, пост орудийной наводки, борта шлюпок, торпедные аппараты, мачты, самолет и катапульта - шаровый (серо-голубой); верхняя палуба, палуба надстроек, мостики, площадки, подъемные краны, козырьки дымовых труб, казенные чести 100-мм орудий, якоря, шпили, якорные цепи - черный; подводная часть корпуса - темно-зеленый; обвесы всех надстроек и мостиков - белый или светло-серый; гребные винты - бронзовый.

Общий вид модели:
1, 2 - якорное устройство, 3 - шпиль, 4 - стволы 180-мм орудий, 5 - башня орудий главного калибра, 6 - ходовой мостик, 7 - наблюдательный пост, 8 - мостик, 9 - командно-дальномерный пост, 10 - стабилизованный пост наводки, 11 - козырек дымовой трубы, 12 - гидросамолет КОР, 13 - прожекторный мостик, 14 - антенны, 15 - дымовая труба, 16 - козырек дымовой трубы, 17 - кормовая рубка, 18 - 100-мм универсальные орудия - палубная установка, 19 - башня главного калибра, 20 - люк, 21 - флагшток, 22 - якорь; 23 - башня главного калибра, 24 - основание 2-й башни главного калибра, 25 - боевая рубка, 26 - надстройка, 27 - подъемный кран, 28 - катапульта, 29 - торпедный аппарат, 30 - 100-мм универсальное орудие, 31 - кормовая надстройка, 32 - шлюпка.


Источники: И. Боечин. Ветеран балтики / ж. «Моделист-конструктор» № 4, 1972, 17-19 с., цв. вкл.2    
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2024