ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ ТЕПЛОХОДА С ЭЛЕКТРОМОТОРОМ

Р. Петросян, инженер

      Модель речного прогулочного теплохода может построить любой пятиклассник или шестиклассник, если у него есть хотя бы небольшой опыт работы над моделями судов.
      По размерам на чертеже сделайте шаблоны бока, палубы, днища и скуловой части корпуса, аккуратно вырежьте их.
      На чертежах шаблонов палубы и днища для простоты указана лишь одна половина шаблона, так как вторая симметрична.
      Лучшим материалом для корпуса является сухая липа.
      Аккуратно, точно под угольник, обстругайте брусок размером 400х76х32 мм. Сторону шириной 76 мм сверху и снизу разделите линией, проходящей точно посередине бруска, - это будет диаметральная плоскость. После этого на сторону шириной 32 мм нанесите контур бока модели и обстругайте брусок по этому контуру так, чтобы линии карандаша остались видны.
      На стороны шириной 76 мм нанесите контуры палубы - сверху и днища - снизу, обстругайте заготовку по этим контурам так, чтобы борта корпуса были плоскими, а не выпуклыми.
      При обработке скулы модели следите за тем, чтобы нож двигался не вдоль корпуса и не поперек, а как бы вперед-вверх; получится гладкая вогнутая поверхность, что очень украсит модель.
      После окончательной обработки корпуса по шаблонам можете приступить к выдалбливанию.
      Помните, чем легче будет корпус, тем больше вы сможете установить внутри него батареек для моторчика. Толщина стенок после выдалбливания должна быть не более 6-7 мм.
      Корпус зачистите изнутри наждачной бумагой и наклейте на него сверху палубу, предварительно вырезав в ней проем для установки двигателя и батареек.
      При склейке лучше всего пользоваться нитролаком А-1Н (эмалитом) или казеиновым клеем.
      Дейдвуд сделайте из трубки с наружным диаметром 5 мм и толщиной стенки 1 мм. Отрезав трубку, запрессуйте в нее с обоих концов латунные или бронзовые бобышки и просверлите в них отверстия для вала.
      Гребной вал изготовьте из стальной проволоки "серебрянки" диаметром 1,5-2 мм. К одному из концов вала припаяйте винт, сделанный из жести или латуни.
      Готовый дейдвуд установите в корпусе, предварительно вырезав в нем отверстие. Чем меньше будет угол наклона дейдвуда, тем быстрее пойдет ваша модель. Место входа дейдвуда в корпус тщательно замажьте массой из клея и опилок. После того как смесь просохнет, окрасьте корпус изнутри нитро- или масляной краской.
      С наружной стороны под днищем корпуса, над дейдвудом и под ним, приклейте дейдвудные планки так, чтобы они, как и сам дейдвуд, лежали точно в диаметральной плоскости.
      Корпус готов. Теперь его надо тщательно зашкурить, прошпаклевать нитрошпаклевкой и зачистить мелкой наждачной бумагой. Затем можно приклеить ватерлинию, изготовленную из целлулоида толщиной 0,5 мм и шириной 1-1,5 мм.
      Окрашивать корпус модели лучше всего в два цвета: низ - красной или зеленой, а верх - любой светлой краской.
      Устанавливать микромоторчик нужно так, чтобы конец вала его находился на расстоянии 18-20 мм от конца дейдвуда и ось вала мотора совпадала с осью гребного вала.
      Рули сделайте из жести и прибейте к корпусу с обеих сторон винта мелкими гвоздями.
      Вставив гребной вал в дейдвуд, соедините его с концом вала моторчика резиновой трубкой или снятой с тонкого провода хлорвиниловой изоляцией.
      Приступая к изготовлению надстройки, выкройку ее, указанную на чертеже, перенесите на плотный картон и вырежьте по контуру.
      Затем по пунктирным линиям согните борта и склейте. После того как клей просохнет, швы зашпаклюйте и зачистите мелкой наждачной бумагой.
      Капитанскую рубку вырежьте из куска дерева, по размерам, указанным на чертеже, зачистите наждачной бумагой и также зашпаклюйте. Красить надстройку нужно светлой краской в тон цвета корпуса. Окна вырежьте из засвеченной фотопленки зеленого цвета и приклейте краской, которой была окрашена надстройка.
      Прогулочную палубу изготовьте из куска картона толщиной 1-1,5 мм по контуру нижней палубы в корме и приклейте встык к надстройке.
      Фальшборты верхней и нижней палуб делаются из белого целлулоида или плотной белой бумаги и приклеиваются к краям палубы.
      Якоря выпилите из оргстекла или целлулоида; окрасьте их в черный цвет и приклейте, как указано на чертеже общего вида. Алюминиевые кнехты установите по краям палубы.
      Спасательные круги сделайте из белого монтажного провода следующим образом: на круглую палочку диаметром 4 -5 мм плотно, ряд к ряду намотайте спиралью провод диаметром 1-1,5 мм; вынув палочку и разрезав спираль вдоль всей длины, вы получите колечки, которые останется только наполовину закрасить красной краской и приклеить на место.
      Надстройку на корпусе установите так, чтобы она не могла упасть во время движения модели и легко снималась при замене батареек и осмотре двигателя.

Общий вид и узлы теплохода:
1 - винт; 2 - дейдвудные планки; 3 - опилки о клеем; 4 - резиновая трубка; 5 - мотор; 6 - спасательные круги; 7 - мачта; 8 - капитанская рубка; 9 - кнехты; 10 - якорь; 11 - верхняя палуба; 12 - ватерлиния; 13 - скуловая линия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ И ДЕТАЛИ ТЕПЛОХОДА


Источники: ж. "Моделист-конструктор" № 12, 1972, 25-32 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2012
Hosted by uCoz