ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


КОНТУРНЫЕ КОРАБЛИ

В. Хвастин,
Рисунки М. Симакова

      В четвертом номере приложения за этот год мы рассказали о модели подводной лодки с водометным движителем, который обеспечивает ей высокую скорость. Модель ходит под водой, и кольцевая насадка для нее эффективна. Но у моделей надводных кораблей, которым приходится преодолевать волны, похожий эффект достигается за счет стабилизатора и контрпропеллера. Кольцевая насадка для них малопригодна.
      Предлагаем вам три несложные контурные модели с таким движителем: военного корабля (в.к.), грузового (г.с.) и пассажирского судна (п.с.). Обводы корпуса и надстройки у них различны.


      Изготовление моделей надо начинать с корпуса.

КОРПУС
      Его заготовкой для каждой из этих моделей служит брусок из сухого дерева (сосны, осины, липы) или пенопласта размером 500х60х50 мм. Обработайте его хорошенько, а потом на плоскостях 500х60 мм проведите оси симметрии параллельно большим сторонам. Получите диаметральную плоскость (ДП), Затем из плотной бумаги или картона, руководствуясь нашими чертежами (М 1:3), для каждой модели вырежьте свои шаблоны палубы (№ 1), днища (№ 2) и борта (№ 3). Для в. к. понадобится дополнительный шаблон транца (№ 4).
      Нанесите линию ДП на шаблоны и начинайте обводить их на заготовке. Первым наложите на плоскость 500х50 мм шаблон борта и обведите его карандашом. Лишний материал снимите. Затем поочередно нанесите шаблоны палубы и днища. При этом следите, чтобы линии ДП заготовки и шаблона, а также точки В, Д и Е1 Д1 совместились.
      При изготовлении корпуса в. к. вы должны будете совместить точки А и С шаблона транца с одноименными точками палубы. Снимите все лишнее, что находится за пределами контуров. Углы на днище корпуса закруглите, а по линии ДП палубы пропилите пазы. В них вы вставите контурные надстройки.

НАДСТРОЙКА
      У всех трех моделей надстройки контурные. Они выпиливаются из двух-трех-миллиметрового материала - фанеры, полистирола, картона и т. д. Но, чтобы модели выглядели более объемными, на основной материал надстройки с каждой стороны наклейте отдельные дополнительные детали из более тонкого материала (1-2 мм). Они заштрихованы на рисунке. А такие детали, как спасательные шлюпки и башни главного калибра, сделайте из материала потолще и придайте им выпуклую форму. Для колпака антенны радиолокатора возьмите шарик от пинг-понга. Грузовые стрелы г. с. и п. с. выполните из проволоки; оттяжки, топенанты и висячие антенны - из толстых катушечных ниток черного цвета, штыревые антенны в. к. и п. с. - из тонкой стальной проволоки. Словом, немного фантазии - и ваша модель будет иметь объемный вид.

ДВИЖИТЕЛЬ
      Модель, как уже говорилось, идет под действием винта и контрпропеллера. Благодаря их взаимодействию увеличивается тяга винта, а значит, и скорость модели. Стабилизатор, укрепленный на пере руля, выполняет вместе с ним роль спрямляющего аппарата. Это тоже увеличивает скорость хода. Контрпропеллер состоит из ступицы и восьми впаянных в нее лопастей. Он надевается на дейдвудную трубу так, чтобы мог на ней свободно, но без люфта вращаться. Дейдвудная труба припаивается к кронштейну гребного вала. Точками А, В и С на чертежах обозначены места сопряжения этих деталей. Лопасти винта и контрпропеллера должны быть загнуты в противоположные стороны. Причем для получения наилучшего эффекта угол закрутки лопастей контропропеллера "бетта" раза в два должен быть меньше угла закрутки лопастей винта "алфа".
      В корме модели сделайте пропил по толщине кронштейна и пера руля и вклейте их в него. В носовой части таким же способом установите кронштейн с крючком для резиномотора.

РЕГУЛИРОВКА
      Собранную и загрунтованную модель испытайте на воде. Проследите, чтобы осадка носом и кормой была примерно одинаковой (без дифферента) и модель не кренилась на борт. В случае дифферента на корму увеличьте вес балласта на носовом кронштейне, а при дифференте на нос - увеличьте балласт на корме. Отметьте уровень погружения на борту карандашом и наклейте по этой линии узкую полоску тонкого полистирола или целлулоида. Это ватерлиния. Потом установите резиномотор из 30-40 нитей, закрутите его примерно на 100 оборотов и спустите модель на воду. Она должна пройти по прямой 10-15 м. Если на ходу модель кренится, например, на левый борт, отогните на небольшой угол одну лопасть стабилизатора вниз, а другую - вверх, а также верхнюю часть лопасти пера руля влево, а нижнюю - вправо. Делайте это постепенно до полного исчезновения крена. В этом случае спрямляющий аппарат будет как бы неподвижным контрпропеллером. Чем выше скорость модели, тем больше угол закрутки лопастей. Если настроенная модель идет, например, вправо, отогните на небольшой угол влево перо руля со стабилизатором. Делайте это круглогубцами по линии K1Д1, осторожно, чтобы не сломать руль.

ОКРАСКА МОДЕЛЕЙ
      Военный корабль: мачта от дымоотводов вверх и ватерлиния - черные; палуба - темно-пепельная; колпак радиолокационной антенны - оливковый; все остальные части - серые; спасательные шлюпки - темно-голубые с оранжевыми полосами.
      Пассажирское судно: корпус - нижняя часть - черного цвета с белой полосой; верхняя часть, надстройки, спасательные шлюпки (верхняя часть бортов оранжевая) - белые; мачты, грузовые краны - кремовые; ватерлиния, палубы - зеленые; дымовая труба - желтая. Грузовое судно: корпус, надстройки - белые; палубы - зеленые; ватерлиния - красная; мачты, гики - светлосерые; якоря - черные; полоса на корпусе по линии палубы - голубая.


Источник: В. Хвастин. Контурные корабли / прил. "ЮТ для умелых рук" 6, 1982, 3-5 с.    
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016