ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


КОНТУРНЫЕ ПРЯМОХОДЫ


Б. Патрушин,
г. Архангельск

      Морской моделизм - увлекательнейшее занятие для детей среднего и старшего возраста.
      Одним из классов моделей, работа с которыми приводит к быстрому овладению основными навыками и помогает изучать историю, является класс силуэтных, или контурных моделей. Такие полукопии превосходно плавают под резиномотором. Так, модель авианесущего крейсера "Киев" с двумя резиномоторами проходит дистанцию 20 метров за 16 с, что соответствует масштабной скорости 35 узлов. А двухмоторные модели подводных лодок погружаются, проходят под водой 15-18 метров и всплывают в назначенном квадрате.
      Участвуя в судомодельных соревнованиях, юный кружковец с силуэтной моделью может выполнить нормативы 5-го и 4-го спортивных разрядов. Надо отметить, что неоднократно техника, созданная по предлагаемой технологии, становилась "соучастником" чемпионов и призеров областных соревнований судомоделистов-школьников.


      ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ

      Вначале на фанерную заготовку с помощью копировальной бумаги переносим контур силуэта модели-полукопии. По разметке детали выпиливают лобзиком (в случае, когда проема лобзика оказывается недостаточно, плоскогубцами пилку поворачивают, чтобы при работе рамка лобзика проходила в стороне от пропила). Полученный силуэт дорабатывают напильником и надфилями так, чтобы углы всех кромок оставались четкими, без завалов. Плоскости и грани деталей зачищают наждачной бумагой, после чего окрашивают верхнюю часть силуэта в серый цвет, а нижнюю - в зеленый или красный. Всего накладывается три основных слоя. После основательной просушки поверхности зачищают мелкой наждачной бумагой, вымоченной в керосине. Операции окраски и шлифовки повторяют до получения чистой, гладкой поверхности детали. С помощью рейсфедера силуэт расчерчивается в соответствии со схемой окраски прототипа.
      Точно по такой же технологии изготавливают и две симметричные детали основания ("вид в плане"), однако в качестве исходного материала используется не фанера, а сосновые, еловые или липовые доски. После обработки, окраски и шлифовки этих элементов в силуэте чуть ниже ватерлинии сверлится ряд отверстий и короткими шурупами с клеем привинчивается правая половина основания. Левая же половика ставится на длинных сквозных шурупах.
      Теперь дело за приводом модели. На листе оцинкованного железа размечают кронштейны резиномотора и гребного вала по прилагаемым чертежам. Детали вырезают ножницами по металлу. После правки на плите их сгибают, как показано на рисунках. Кронштейны пропаивают по стыкам, а отверстия в кронштейнах гребных валов заливают оловом для образования подшипников скольжения (для чего заливку сверлят диаметром 3,6 мм и отверстия развертывают до диаметра 4 мм). С помощью шурупов металлические детали крепятся на основаниях модели.
      На листовой латуни толщиной около 1 мм размечается заготовка гребного винта: после вырезки и правки деталь зачищают наждачной бумагой. Из стальной проволоки диаметром 4 мм длиной 95 мм делаются гребные валы. Для этого на одном из концов проволоки загибается по чертежу кольцо, а на другом нарезается резьба М4. Следующий этап - сборка валов, кронштейнов и гребных винтов. После контроля точности и легкости вращения гайки М4 и гребные винты проливаются по стыкам расплавленным припоем. Лопасти аккуратно разворачивают на угол атаки примерно 15* и дополнительно формуют (выпуклость должна быть направлена вперед при стрелке прогиба профиля 8-10 мм). При этом не нужно забывать, что на двухмоторных моделях один винт правого, а другой - левого направления вращения.
      Для модели подводной лодки еще изготавливают металлические пластинчатые носовые и кормовые горизонтальные рули. Также только для модели подводной лодки из деревянных планок или плиты ДСП подготавливают форму для отливки балласта. Расплавленный свинец заливают в эту форму и после остывания металла извлекают заготовку. На резиновой ленте ее подвешивают к модели и проводят испытания. По необходимости балласт отрезают, чтобы модель плавала на воде, оставляя над ее поверхностью лишь рубку. После этого балласт закрепляют окончательно винтами М4.

      ОТЛАДОЧНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАПУСКИ

      Помощник берет модель за носовую и кормовую части правой половины основания и крепко держит ее двумя руками. Запускающий снимает с кронштейне резиномотора крючок и надевает его на крючок дрели. Стопор гребных винтов заводится в крючки гребных валов, как показано на рисунках. Резиномотор растягивается примерно не две его длины, после чего начинается закрутка. По мере закручивания мотора заводящий с дрелью приближается к модели. После достижения 50 оборотов дрели крючок резиномотора снимается с дрели и переносится на кронштейн модели. Второй жгут заводится аналогично, но в противоположную сторону. Модель ставится на воду, ею "прицеливаются" в створ финиша дистанции и резко выдергивают стопор. Если это модель подводной лодки, то после прохождения 1-2 метров от старта она должна погрузиться и всплыть на расстоянии 15-18 м. Коррекция направления хода производится подгибом металлических рулей либо кронштейнов гребных валов.

      ЗАЧЕТНАЯ ДИСТАНЦИЯ

      Длина коридора дистанции 20 м, ширина - 4 м. Разбивка длинных сторон по 4 м, а финишной линии - по 0,4 м. Центральные ворота шириной 0,8 м. Стендовые и ходовые испытания моделей могут принести максимально по 100 очков плюс до 20 баллов за масштабную скорость при условии попадания в финишный створ шириной 4 м.



Источник: Б. Патрушин. Контурные прямоходы / ж. "Моделист-конструктор" № 5, 1993, 18-20 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016