ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-56

И. Боечин

      "Владивосток, 6 (корр. "Правды" Ю. Мокеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка "С-56"..." Газета "Правда" от 7/XII 1972 года.
      Раскрыв этот номер журнала, читатель не найдет в нем знакомой рубрики "Морская коллекция "М-К", которую ведет Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин.
      Сегодня, в честь Дня Победы, перелистнем одну из славных боевых страниц истории нашего флота и расскажем о подвиге экипажа подводной лодки "С-56", которой в годы Великой Отечественной войны командовал 27-летний капитан-лейтенант Григорий Щедрин.

На фото: Г. И. Щедрин на рубке подводной лодки "С-56". 1943 год.
(Снимок публикуется впервые.)

* * *

      Спуск корабля на воду с давних пор освящен многими ритуалами и традициями. Рождение "С-56" ими не отмечено: почти готовую подводную лодку, собранную в короткий срок на одном из заводов, погрузили на железнодорожную платформу и отправили на Дальний Восток. Здесь на палубу "эски" поднялся ее первый командир - 27-летний капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Здесь же комплектовалась команда.
      Осенью 1941 года "С-56" вышла в море - представители флота и судостроители приступили к ее испытаниям. Они прошли успешно, и 31 октября 1941 года под звуки "Интернационала" на "С-56" был поднят военно-морской флаг Союза ССР. Новый подводный корабль вступил в строй.
      Прошел год. Экипаж осваивал лодку, проверял оружие, отрабатывал учебные задачи. Учения проводились в условиях, приближенных к боевым - с декабря 1941 года, после того как Япония напала на Пирл-Харбор, Тихий океан также стал театром военных действий.
      Но "С-56" не суждено было принять в них участие. По приказу Государственного комитета обороны, решившего усилить действующий Северный флот новыми кораблями, нескольким подводным лодкам, и в том числе "С-56", предстояло перейти из Владивостока в Баренцево море южным путем - через Тихий, Атлантический и часть Северного Ледовитого океана.
      Сжатые сроки затрудняли подготовку кораблей. Но экипажи, работая по 16-18 часов в сутки, выполнили намеченную программу, и 6 октября 1942 года лодки покинули бухту Золотой Рог.
      В первые же дни выяснилось, что поход будет чрезвычайно тяжелым. Уже в Японском море "С-56" едва не столкнулась с затемненным японским кораблем, а в Охотском - попала в жесточайший шторм. Пятнадцатиметровые волны, как горы, обрушивались на корабль. Вода попала в снарядный погреб, вывела из строя некоторые электроприборы, нарушила работу вала двигателя. Лишь самоотверженные действия мичмана Елина и главного старшины Рыбакова обеспечили "С-56" самостоятельный ход и выручили лодку из трудного положения. Исправив повреждения в Петропавловске-Камчатском, "С-56" продолжала свой путь. При переходе из американской базы Датч-Харбор в проливе Акутан едва не случилась новая беда: какой-то тяжелый предмет с силой ударил в корпус в районе центрального поста. Глубина в этом месте достигала 100 м, поэтому столкновение с подводной скалой исключалось. Тогда что же? Позже, в английском порту Росайт, "C-56" поставили в док. При осмотре в днище обнаружили пробоину и осколки металла. Торпеда? Но немецких подлодок в районе пролива Акутан не было, американцы являлись нашими союзниками. Странное происшествие так и осталось загадкой.
      Из Сан-Франциско "С-56" направилась в Панамский канал. Теперь советские моряки находились в тропиках, и это создавало свои неудобства: забортная вода достигала температуры 35°, разогревая внутренние помещения лодки до 50°. Появилась опасность самовозгорания и взрыва боеприпасов. И здесь проявилась самоотверженность и находчивость экипажа. Была ограничена выдача холодной воды команде, большую часть ее выделили на охлаждение боевого погреба,
      18 ноября "С-56" подверглась уже прямому нападению, но сигнальщики вовремя заметили след торпеды, несущейся прямо в борт. Команда, резкий поворот - и торпеда прошла в 50 м от лодки. Миновав Панамский канал, "С-56" оказалась в Карибском море. Здесь лодки разделились, и "С-56" самостоятельно пошла сначала в Канаду, а затем - через Атлантику - в Англию. И на этом переходе экипаж лодки показал отличную выучку. В последний день 1942 года, когда лодка шла на глубине 65 м, на ее пути оказалось чье-то затопленное судно. Командиру "С-56" пришлось применить все свое умение, чтобы освободить лодку из неожиданной ловушки.
      28 февраля 1943 года лодка пришла в Полярный, оставив за кормой почти 17 тысяч миль. И сразу же начались боевые походы. Лодка патрулировала у берегов Норвегии, высаживала разведчиков, топила корабли и транспорты противника. В одном из походов Г. И. Щедрин обнаружил немецкий конвой из пяти транспортов, охраняемый эсминцем и тремя сторожевиками. Совершив искусный маневр, командир "С-56" вывел лодку на позицию залпа. Толчок - торпеды пошли в цель. На мгновение подняв перископ, командир "С-56" увидел разломанный пополам, тонущий транспорт.
      Другой поход - и снова успех. Растет боевой счет подводников. В шторм и туман, ночью и днем "С-56" находится на боевых позициях. Красные звезды - знаки боевых удач - украшают рубку подводного корабля. Вскоре "С-56" становится Краснознаменной. И наконец высшая награда - гвардейский военно-морской флаг - венчает дела прославленного экипажа. Героем Советского Союза становится командир "С-56" капитан II ранга Г. И. Щедрин.
      Закончилась война. Большая часть команды "С-56" вернулась к мирному труду, уехал к новому месту службы ее командир, а лодка осталась на Севере и длительное время находилась там - до того дня, когда был получен приказ: вернуться на дальневосточные рубежи через покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана.
      И этот поход окончился успешно. Шли годы, и, наконец, для "С-56" настал срок уступить свое место новым кораблям. Но в память о боевых делах стальному ветерану выпала высшая честь - навечно остаться в строю. В ноябре 1972 года мощный кран поднял "С-56" из воды и опустил на специальную платформу, которая отвезла лодку к пьедесталу. "С-56" стала кораблем-памятником.

Технология изготовления модели подводной лодки "С-56"

      Корпус модели подводкой лодки изготавливается из деревянного бруска по шаблонам, снятым с теоретического чертежа. Окончательная отделка корпуса производится напильниками и наждачной бумагой. Номера бумаги необходимо постепенно менять. К готовому корпусу прикрепляются сделанные из жести горизонтальные и вертикальные рули, винты, ограждение рулей. Ограждение рулей, валы гребных винтов и сетерез изготовлены из проволоки.
      Боевую рубку и ее ограждение целесообразно вырезать из дерева и прикрепить к корпусу с помощью водостойкого клея и гвоздя. Из дерева делается и перископная тумба. Сами перископы, ввод радиоантенн и радиопеленгатор собираются из проволоки. Настил рубки можно вырезать из фанеры, релинги - из проволоки. Ходовые огня к рубке приклеиваются; цвет их обозначается краской. Скобтрап на рубке изготавливается из проволоки; крепить его советуем так: проделать в рубке отверстия шилом, залить их клеем и после этого вставлять в отверстия скобтрап.
      Макеты 100-мм орудия и полуавтоматической пушки вырезаются из дерева, верхние части спасательных буев и палубных люков - из фанеры. То и другое крепится к палубе водостойким клеем.
      Окраска модели: рубка, корпус до ватерлинии, верхние части палубных люков - серо-голубые [шаровые]. Ватерлиния - белая. Перископы, рамка пеленгатора, антенный ввод, сетерез, шпили, настил рубки, артиллерия, релинги на палубе и на рубке, верхняя палуба, настил рубки, корпус ниже ватерлинии - черные. Гребные винты покрыты бронзовой краской.
      На боевой рубке можно написать белой краской название корабля, но следует помнить, что во время войны оно было закрашено, а в послевоенные годы на его месте писали тактический номер.
      Для настольной модели ограждение рубки вырезают из плотной бумаги и закрашивают, а также делают подставку.

ОБЩИЙ ВИД МОДЕЛИ

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: Легендарная С-56. / ж. "Моделист-конструктор" № 5, 1974, 25-28 с., цв. вкл. 4
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015