ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ БРИГА "МЕРКУРИЙ"

И. Боечин, С. Романов,
рисунки Г. Карпович.

      14 мая 1829 года русские корабли фрегат "Штандарт" и бриги "Орфей" и "Меркурий", находясь в районе Босфора, неожиданно встретили турецкую эскадру из 14 судов. Заметив русские корабли, турки бросились за ними в погоню. Фрегат и бриг "Орфей" успели уйти к Сизополю, где стоял русский флот, а "Меркурий" был настигнут двумя линейными кораблями. Первый из них имел 110 пушек, второй - 84.
      Видя, что неравного боя избежать невозможно, командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский собрал всех офицеров корабля для военного совета. По существующему тогда порядку на военном совете первым со своим предложением выступил самый младший по чину. Им оказался корпуса флотских штурманов поручик И. Прокофьев. Он высказал мнение, достойное русского моряка: "Биться до последней крайности, а когда не останется никакой надежды, зажечь порох и взорвать бриг".
      Все офицеры брига, в том числе и командир, приняли предложение Прокофьева и единодушно решили сражаться до последней капли крови. Последнему оставшемуся в живых офицеру следовало взорвать крюйт-камеру, где хранился порох.
      Это решение было сообщено команде брига, которая, в свою очередь, заявила, что будет драться до последних сил.
      В течение четырех часов 20-пушечный бриг упорно отстреливался от кораблей, имевших более чем десятикратное превосходство в артиллерии. Искусно маневрируя, Казарский затруднял кораблям противника ведение прицельного огня. Одновременно "Меркурий" вел меткий огонь по мачтам и реям кораблей противника. К исходу четвертого часа боя турецкий флагманский корабль, получив значительные повреждения, прекратил бой и лег в дрейф. За ним последовал второй корабль, также сильно поврежденный. На бриге "Меркурий" было четверо убитых и шестеро раненых. Сам Казарский был контужен, но продолжал руководить боем. Несмотря на 22 пробоины в борту и 297 различных повреждений в рангоуте, парусах и такелаже, матросы быстро их устранили, и на следующий день бриг присоединился к флоту.
      Подвиг "Меркурия" вызвал восхищение не только соотечественников, но и противника.
      В знак признания подвига брига "Меркурий" капитан-лейтенант Казарский был произведен в капитаны второго ранга и награжден орденом святого Георгия четвертой степени. Получили награды и другие участники этого боя.
      Сам бриг был награжден кормовым георгиевским флагом.
      Указ требовал, чтобы в составе Черноморского флота всегда имелся корабль с названием "Меркурий".
      В ознаменование подвига офицеров и матросов брига "Меркурий" в мае 1834 года на Матросском бульваре в Севастополе был сооружен памятник по проекту академика А. П. Брюллова.
      Памятник представляет собой высокий прямоугольный пьедестал, слегка суживающийся кверху, на котором установлена мраморная каравелла. На пьедестале лаконичная и выразительная надпись: "Казарскому. Потомству в пример".
      В 1834 году в Балтийском флоте появился 20-пушечный бриг, получивший название "Казарский".


      КАК ПОСТРОИТЬ МОДЕЛЬ?

      Для корпуса модели корабля выберите прямоугольный и квадратный в сечении брус без сучков и трещин. Высушив и очистив его, перенесите на него контуры корпуса модели по верхнюю палубу (на чертеже линия А). Вырезая корпус, помните, что он ниже ватерлинии имеет яйцевидную форму и его обводы сужаются к носу и особенно к корме.
      На готовом корпусе примерно в 5-7 мм ниже верхней палубы отметьте линию. Проследите, чтобы она совпадала с направлением слоев дерева. Осторожно сколите ножом верхнюю часть корпуса по сделанной вами отметке.
      Выдолбите по чертежу оставшуюся нижнюю часть корпуса и сверху прикрепите к ней гвоздями или водостойким клеем сколотую верхнюю часть. Сделав скол, ни в коем случае не обрабатывайте неровности прилегающих частей. Если вы это сделаете, то при сборке в корпусе модели останутся щели, которые очень трудно заделать.
      Для настольной модели выдалбливать брус не нужно. Для плавающей модели в днище корпуса сделайте отверстие для 300-400 г свинца. Теперь прикрепите клеем или гвоздями к корпусу кормовую надстройку - ют (Б) и носовую - бак (В). В передней части бака сделайте узкий, неглубокий вырез для наклонной мачты - бушприта.
      Фальшборт (Г) с пушечными портами можно вырезать из прочной, плотной бумаги и приклеить к корпусу брига между ютом и баком. Надежнее его вырезать из тонкой деревянной планки, пропилить в нем лобзиком пушечные порты и приклеить его в указанном месте.
      Мачты и бушприт укрепите так: сделайте в палубе кончиком ножа щели, залейте их клеем и вставьте в них заостренные лопаточкой концы мачт. Пока клей не затвердеет, придайте мачтам и бушприту нужный наклон. Мачты и бушприт лучше вставить в корпус модели уже полностью собранными (с реями и парусами).
      Штурвал выпилите из тонкой деревянной планки или фанеры. Рукоятки к нему приклейте, а спицы и ось рулевого колеса нарисуйте черной краской или вырежьте из бумаги и приклейте.
      Люки трюмов вырезайте из плоских, невысоких, прямоугольных брусков.
      Шпиль легко сделать по чертежу из двух плоских деревянных кружков и цилиндра, сужающегося в середине. Склейте вырезанные три части и прикрепите их к верхней палубе в указанном месте.
      Ствол каждой каронады брига, сужающийся к дульной части, приклейте к станку, вырезанному из прямоугольного бруска, к нижней части которого приклейте колеса - по два с каждой стороны. Помните, что стволы, станки и колеса всех каронад, установленные на верхней палубе, совершенно одинаковы.
      Выступающие за борт стволы орудий, расположенных в кормовой надстройке, сделайте из коротких деревянных цилиндров и приклейте их к корпусу в тех местах, где по чертежу размещены пушечные порты.
      Орнамент кормового балкона и рамы его окон лучше всего предварительно нарисовать черной краской на плотной бумаге и приклеить на нужное место.
      Законченную модель покрасьте водостойкими красками в следующие цвета: палуба - светло-желтая, надводная часть корпуса и снасти - темно-коричневые, пушечные порты и якоря - черные, мачты, бушприт, паруса и верхняя часть шпиля - белые, носовая фигура, стволы каронад и подводная часть корпуса - бронзовые (бриг "Меркурий" был обшит медными листами).
      Не забудьте к задней кромке косого паруса на грот-мачте прикрепить андреевский флаг - боевой флаг Русского военно-морского флота. Он представлял собой белый прямоугольник с косым синим крестом.



Источники: Л. Добрягин. Легендарный бриг "Меркурий". / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1971, 14 с.    
И. Боечин, С. Романов. Как построить модель? / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1971, 14-16 с.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016