ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАЛАНДЫ


Л. Кочергин и Л. Ефимов

      "...Шаланда со вставленной мачтой и свернутым парусом, до половины выдвинутая в море, покачивалась на легкой волне...
      Мальчики навалились и, без особого труда столкнув шаланду, вскочили в нее уже на ходу.
      - Поехали!
      Гаврик ловко развязал и поднял новый четырехугольный парус. Слабый ветерок медленно его наполнил.
      Шаланду потянуло боком. Став коленями на корму, Гаврик с усилием надел тяжелый руль и набил на него румпель.
      Почувствовав руль, шаланда пошла прямее... Гаврик нажал на румпель и навалился на него спиной. Мачта слегка наклонилась. Вода звучно зажурчала по борту. Подскакивая и хлопая плоским дном по волне, шаланда вышла в открытое море и пошла вдоль берега".
      Многие из наших читателей, прочитав эти строки, конечно, вспомнили замечательную книгу В. Катаева "Белеет парус одинокий".


Немалый интерес проявляют судомоделисты к этой простой рыбацкой лодке.
Вот почему мы предлагаем модель черноморской шаланды.

      Модель несложна в изготовлении, строится из недефицитных материалов.
      На плотной бумаге вычертите шаблоны днища (рисунок);
      виды сверху и снизу (показаны пунктиром). Сложите их по средней, диаметральной линии и вырежьте по контурам ножницами.
      Выстругайте дощечку толщиной 8-10 мм. Разделив ее с обеих сторон по ширине пополам, проведите карандашом среднюю линию. Затем, совместив по этой линии шаблоны и заготовку, очертите сверху и снизу последней контуры днища.
      Обрежьте заготовку по верхнему контуру и скосите кромки до нижнего, не переходя карандашных линий. Плоскость скосов тщательно обработайте напильником. Из куска той же дощечки изготовьте транец.
      Борта выпилите лобзиком из фанеры толщиной 3 мм по шаблону. Для образования острой кромки форштевня в носовой части на заготовках бортов нужно снять фаски так, как указано на чертеже (на одной с правой, на другой с левой стороны - на ширину, равную толщине фанеры). Перед сборкой бортовые кромки зачистите. Соберите корпус на гвоздях длиной 10-12 мм или укороченных булавках, дополнительно скрепляя нитроклеем (эмалит или АК-20).
      Начинать надо с носа. Прикрепив в нескольких местах один борт к днищу, наживите другой. Проследите за совпадением кромок форштевня. После проверки прибейте борт к днищу и поставьте транец, который обеспечивает плотное прилегание деталей.
      Заготовку бруса форштевня подрежьте по месту и укрепите к корпусу. Неровности последнего и выступающие головки гвоздей зачистите напильником и шкуркой.
      Затем следует расчертить на фанере и выпилить банки, а также упоры и, зачистив кромки, подогнать и вклеить их в корпус.
      Из прямослойных сосновых реек выстругайте мачту и распор, обработайте их осколком стекла и шкуркой.
      Из проволоки или канцелярской скрепки согните деталь 13, которую плотно и аккуратно (нитка к нитке; примотайте к концу распора (после чего всю намотку надо слегка смазать клеем). Просверлите отверстие в банке и вставьте мачту в корпус.
      Для предохранения от набухания корпус и все деревянные детали желательно покрыть нитролаком. Из скрепок или тонкой проволоки сделайте ушки и прибейте их к корпусу и банкам. Руль вырежьте из жести, и прикрепите к транцу.
      Паруса можно изготовить из материи или бумаги. Установите паруса, верхними концами закрепляя к мачте, а выпущенными - к распору. Свободные нижние концы проденьте через ушки, как указано на чертеже, и закрепите. От верха распора к ушку на транце натяните нитку-оттяжку.
      Запускать модель следует в неглубоком водоеме при небольшом ветре.


Модель черноморской шаланды:
1 - ушко, 2 - мачта, 3 - стаксель, 4 - фок, 5 - распор, 6 - оттяжка, 7 - руль, 8 - транец, 9 - кормовая банка, 10 - днище, 11, 14 - банки, 12 - упор банки, 13 - скоба, 15 - носовая банка, 16 - брус форштевня, 17 - борт.


Источник: Черноморская шаланда / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1979, 30-31 с.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016