ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Стендовые модели


КАРАВЕЛЛА КОЛУМБА "САНТА МАРИЯ"

Л. Львов

      Великий адмирал Христофор Колумб умер 21 мая 1506 года в испанском городе Вальядолиде. До последнего часа жизни он добивался, чтобы король и королева исполнили обещания, данные накануне первого похода, и сохранили за потомками адмирала права на доходы, получаемые из Америки. Сыновья, внуки и правнуки его были заняты тем же. Поэтому из бумаг адмирала сохранялись лишь те, которые касались наследства. Исчезли не только чертежи и описания кораблей, но и сам дневник великого путешествия — он известен лишь в кратком пересказе.
      Прошло четыреста лет. В 1892 году Испания решила пышно отпраздновать юбилей открытия Америки, в частности — построить и спустить на воду точную копию «Санта-Марии» в натуральную величину. Два человека взялись восстановить ее облик: капитан Фернандес Дуро и художник-реставратор Рафаэль Монлеон. Они знали только, что 3 августа 1492 года из гавани Палмос на поиск неведомых земель отправились три каравеллы. Самая большая из них «Санта-Мария», по прозванию «Ла-Гальега», что в переводе означает «галисийка» (она была построена в Галисии), и две местные, из Палмоса, по прозвищам «Нинья» и «Пинта». Вычитали также, что на «Пинте» были косые паруса, которые адмирал велел сменить на прямые, когда корабли отстаивались на Канарских островах; впрочем, сейчас исследователи считают, что речь шла о «Нинье» — кто-то, вероятно, ошибся, цитируя дневник.
      Но «каравеллами» обычно назывались маленькие рыбацкие суда. Неужели на таких суденышках Колумб решил плыть в неизвестность? — подумали реставраторы.
      Затем в одном месте дневника, где описывается какая-то речка на Багамских островах, было найдено драгоценное указание: Колумб записал, что ширина устья речки была равна длине баркаса с «Санта-Марии» — 5 брасов, или 30 футов. А баркасы делались так, чтобы они поместились на главной палубе между носовой и кормовой надстройками; по длине баркаса можно определить и длину всего корабля — 80 футов!
      Изучая карту, нарисованную шкипером экспедиции Хуаном де ла Коса, Монлеон обратил внимание на крошечный кораблик, какими тогда было принято украшать пустынные просторы моря. Он был трехмачтовый, с высокими надстройками на носу и корме, с флагами на главной — грот-мачте и на передней — фок-мачте. Бело-красный флаг на грот-мачте с изображениями крепостей и львов был, несомненно, флагом Кастилии и Леона — частей тогдашней Испании. На фок-мачте красовался зеленый крест с инициалами короля и королевы. Как установил Монлеон, этот флаг был присвоен экспедиции Колумба, и, стало быть, Коса изобразил действительно «Санта-Марию».
      Эта загадка подтвердилась местом из дневника, где Колумб говорит: «Поднялся слабый ветерок, и я поставил все паруса: грот с двумя «бонетас», марсель, фок, бизань и блинд». Что такое «бонетас», не ясно: то ли это обычные лиселя, которые навешивались по бокам грота, то ли надставки, подвязываемые снизу. Итак, на грот-мачте каравелла несла два паруса: грот и выше его грот-марсель, на фок-мачте — фок, на бушприте — небольшой блинд; эти паруса были четырехугольными. На задней мачте — бизани, как показывал рисунок на карте, поднимался косой, латинский парус на гафеле. А каждому парусу соответствует определенный рангоут и такелаж...
      Высота мачт, длина рей и гафеля выбирались в строгой пропорции к размерам корабля: грота-рей был в 2,5 раза больше ширины корабля, фока-рей составлял половину грота-рея, марса-рей равнялся ширине корабля. А ширину корабля пришлось выводить из скорости. От Канарских островов до Америки Колумб шел всего 33 дня. Это большая скорость для парусника, а значит, корпус его был узкий — около 25 футов.
      В ночь с 24 на 25 декабря 1492 года каравелла «Санта-Мария» разбилась о риф возле острова Гаити. Анализируя это печальное происшествие, морские археологи установили еще одну подробность ее устройства: румпель не выходил наверх, а оставался на главной палубе. Поэтому юнга, дежуривший в ту ночь у руля, не мог видеть, куда сносит корабль: ему мешала кормовая надстройка.
      Так по крохам были собраны сведения, позволяющие восстановить облик знаменитой каравеллы.
      В 1929 и в 1951 годах были построены повторения реконструкции Дуро — Монлеона. В последнее время эта реконструкция уточнена советскими реставраторами С. Лучининовым и Е. Войшвилло (см. «Моделист- конструктор», 1970, № 10). О «Нинье» и «Пинте» мы и вовсе ничего не знаем — ведь де Коса их не рисовал.


      Согласно классификации морских моделей настольная (не плавающая) модель каравеллы Колумба относится к группе XIII, к классу А, если она меньше 254 мм в длину, и к классу Б, если она длиннее. В классе Б принято строить модели в масштабе 1:50 или 1:100, а в классе А — в произвольном масштабе. Футы в разное время и в разных странах были неодинаковые, в среднем около 30 см; стало быть, «Санта-Мария» в длину имела около 24 м, и модель ее в масштабе 1:50 будет длиной в 48 см, а шириной по среднему шпангоуту 15 см. Полная высота корабля с рангоутом от фальшкиля до клотика грот -мачты равнялась длине корабля, то есть 24 м, а в модели — 48 см.
      Очень приятно устроить на столе маленький стапель и начать строить модель в точности так, как строился сам корабль: заложить киль, врезать форштевень и ахтерштевень, потом шпангоуты, соединить их бимсами и стрингерами... Но это работа-игра на много недель. Начинающему судомоделисту предлагается более простая техника.
      Нарисуйте, переведите на фанерку и выпилите лобзиком две большие заготовки — «силуэт» корабля и главную палубу, а также пять меньших - транец, кормовую площадку, шканцы, стенку адмиральской каюты и носовую площадку.
      Затем нарежьте из ненужных вязальных спиц такелаж: четыре мачты и шесть рей. Приклейте к спицам куски писчей бумаги, в самый край, а потом намотайте бумагу с клеем на спицу в столько слоев, сколько требуется по толщине мачты или реи. Чем мачта длиннее, тем она должна быть толще и тем больше вы накрутите на нее слоев.
      Заготовьте две дощечки для корпуса. Эти дощечки после обработки должны будут принять сложную форму обводов корабельного корпуса: их закругляют спереди — к носу, внизу — к килю и сзади — к корме.
      Мачты вклейте в прорези на «силуэте». Затем приклейте и прибейте гвоздиками к «силуэту» щеки корпуса так, чтобы «силуэт» выступал спереди — это будет форштевень, снизу — это будет фальшкиль, а сзади — это будет ахтерштевень и руль. Выпилите из дощечки и прикрепите к транцу свес кормы. Клеем и гвоздиками укрепите на «силуэте» фанерные заготовки транца, главной палубы и других частей, следя, чтобы они были горизонтальны. Перед этим на наждачной шкурке заострите кромки заготовок там, где они стыкуются.
      Картонными накладками закройте бока носовой и кормовых надстроек, а также приклейте картонное ограждение носовой площадки.
      Накладками, вырезанными из плотной бумаги и картона, изобразите иллюминаторы, двери, люки, камбузы, доски палуб и обшивки корпуса. Из бумажных трубочек, навернутых на гвозде, получаются неплохие пушечки, балясины кормовой площадки, якорный брашпиль. Трапы и баркас также можно склеить из чертежной бумаги и картона. Из фанеры выпилите кружок для марса и обклейте его бумагой, чтобы получилось ограждение марса. Укрепите марс на грот-мачте.
      Прогрунтуйте олифой весь корпус корабля, включая мачты, а когда грунт высохнет, раскрасьте корпус масляными красками. Ниже ватерлинии во времена Колумба обычно корабли были черными, смолеными, а выше красились в разные цвета. Генуэзские капитаны XV века предпочитали красить корабли в красный цвет с белыми полосами, и мы можем так же раскрасить модель. Выдающиеся части можно позолотить. Пока краска сохнет, вырежьте из ткани, наклеенной с двух сторон на бумагу, пять парусов — грот, фок, марсель, бизань и блинд. Паруса пришивают к реям вручную толстыми белыми нитками. Узоры на флагах и парусах, в частности большие зеленые кресты, вырежьте из тонкой цветной бумаги и наклейте на ткань, сильно прижимая бумагу к ткани. Паруса надо прошить на машинке вертикально, чтобы получились полосы шириной около 14 мм, так как парусина выделывалась тогда полосами традиционной ширины — 15 1/4 вершка.
      Привяжите реи на свои места к мачтам, натяните такелаж из капроновых ниток, а если их не найдется, из капроновой лески. Вместо блочков можно взять подходящие по форме белые бусинки.
      Отлакируйте модель, сделайте для нее подмакетник и, если хватит терпения, прозрачный футляр из стекла или плексигласа, защищающий модель от пыли.


Источник: Л. Львов. Каравелла Колумба. // "ЮТ для умелых рук" 11, 1972, 8, 9, 15 с.    
Scan: AAW Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016