ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Стендовые модели


МОДЕЛЬ СИБИРСКОГО КОЧА

В. Луцкевич, учитель    
Рис. автора    

      В старину на кочах поморы рыбачили, осваивали полярные моря, острова, побережье Сибири. Суда эти были довольно универсальны: на них ходили среди льдов северных морей и по мелководью небольших сибирских рек. В зависимости от условий плавания в конструкцию судна вносились некоторые изменения.
В длину судно достигало 18-19 м, в ширину 4-4,5 м. Коч имел прочный холщовый парус 13 м в высоту и 8-8,5 м в ширину. Для управления судном достаточно было 10-15 человек. Кроме экипажа, коч мог перевозить от 30 до 50 пассажиров.
Именно на кочах в 1648 году было сделано выдающееся географическое открытие: экспедиция сибирского казака Семена Дежнева доказала существование пролива между Азией и Америкой.


Мы предлагаем построить модель коча способом наслоения.
Изготавливая коч, вам не придется выполнять такие кропотливые операции, как долбление долотом или подгонка обшивки на корпусе. Достаточно научиться хорошо владеть лобзиком, и вы сможете за один-два вечера изготовить такую модель.

      Чертежи деталей коча приведены в натуральную величину и рассчитаны на изготовление модели из фанеры или тонких буковых дощечек толщиной 4 мм (например, от ящиков из-под апельсинов). Применение более тонкого или более толстого материала повлечет за собой изменение пропорций и формы модели.
      Кроме фанеры или дощечек, вам понадобятся рейки (для мачт и реев), нитки, ткань (для парусов), клей, нож, напильник, шило, наждачная бумага.
      Итак, приступим к работе. Сначала через копирку переведите чертежи на фанеру (или дощечку). Накладывайте их так, чтобы волокна древесины располагались вдоль деталей. Поставьте на деталях риски, они понадобятся при сборке.
Предупреждаем: копировать чертежи, а в дальнейшем и выпиливать детали нужно с большой точностью.
      Выпилите лобзиком детали, подправьте их напильников и зачистите шкуркой. Деталь 4, которая образует палубу, разлинуйте твердым карандашом под дощатый настил.
      Теперь приступайте к сборке коча. Последовательность сборки определена порядковыми номерами деталей. Сначала по порядку склейте 1, 2, 3 и 4-ю детали. При наложении одной детали на другую строго следите, чтобы нанесенные ранее риски на деталях точно совпадали. Затем склейте детали 6 и 7, образующие фальшборт.
      Подровняйте напильником внутренние кромки склеенных вместе деталей и приклейте деталь 5. И снова подровняйте внутренние кромки. Скрепленные вместе детали 5, 6 и 7 установите на собранные детали 1, 2, 3 и 4.
      При наслоении поверхность корпуса получается ступенчатой, причем глубина ступенек соответствует расчетной кривизне обводов. Следовательно, срезав выступы, вы получите нужную форму корпуса. Так и сделайте: после склейки срежьте выступы ножом, подровняйте поверхность напильником и отшлифуйте шкуркой. В пазы, образовавшиеся на носу и корме, вклейте форштевень 8 и руль 9. Румпель руля предварительно округлите напильником.
      Вся дальнейшая сборка производится по рисунку общего вида коча. Размеры паруса: высота 90 мм, ширина 75 мм, длина мачты 120 мм, рея 85 мм.
      Модель сибирского коча настольная, но она неплохо держится на воде: без крена и дифферента. Чтобы повысить ее маневренность, сделайте парус и руль подвижными, в днищевой части при сборке (во втором слое снизу) закрепите балласт - он увеличит остойчивость коча. Корпус плавающей модели покройте несколькими слоями лака.




Источник: В. Луцкевич. Модель сибирского коча. // "ЮТ для умелых рук" 12, 1979, 14-15 c.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016