ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок

МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

А. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ,
мастер спорта

      Судя по письмам, поступившим в редакцию журнала, многих, судомоделистов школ, Дворцов пионеров, технических станций интересуют классы моделей, которые войдут в соревнования школьников в 1966 году. Учитывая пожелания юных судомоделистов, редакция опубликует на страницах журнала в 1965-1966 гг. чертежи и описания следующих моделей: подводная лодка, яхта класса "П", сторожевой корабль. О простейшей модели корабля на подводных крыльях мы уже писали в журнале № 6 за 1965 год. Классы этих моделей рекомендованы для городских, областных и республиканских соревнований учащихся. В журнале будут также помещены чертежи и описания более сложных моделей международных классов, включенных во Всесоюзную классификацию. По этим моделям проводятся матчи сильнейших судомоделистов СССР.
      Раздел "Для энтузиастов "малого флота" ведет старший инструктор-моделист Центрального морского клуба мастер спорта А. С. Целовальников.

      В этой статье мы расскажем, как построить модель подводной лодки с резиномотором (рис. 1). модели этого класса участвуют в соревнованиях и показывают хорошие результаты.
      Нужно заготовить деревянный брусок (липа, ольха, осина) длиной, равной длине лодки, то есть 750 мм, шириной 58- 60 мм и высотой 60 мм. Если такого бруска нет, то склеивают его из отдельных досок эмалитом или клеями АК-20, БФ-2, БФ-4. Нитроклей нетрудно изготовить, растворив кинофотопленку в ацетоне или растворителе для нитрокрасок. Предварительно их необходимо промазать два-три раза клеем и дать просохнуть. Для изготовления корпуса вырежьте шаблоны из плотного картона или жести. На нашем чертеже (рис. 2) они даны в натуральную величину.
      На бруске снизу и сверху (посередине) проводят диаметральную линию, а поперек его разбивают на 10 равных частей (шпаций). Затем надо вычертить на болванке силуэт лодки (вид сверху и сбоку) и грубо обработать профиль. После этого, прикладывая каждый шаблон на свое место, ножом, рубанком, рашпилем и шкуркой обрабатывают корпус лодки окончательно.
      Изготовив корпус, необходимо подобрать свинцовый балласт (груз) и подвязать его к нижней части лодки. Затем опустить ее в воду (погружение должно быть по палубу). Выверив балласт, в нижней части модели надо выдолбить выемку (на чертеже она показана пунктиром) и закрепить в ней балласт шурупами.
      Корпус модели следует хорошо покрасить, а перед этим зашпаклевать. Если пользуются нитрокраской, то и шпаклюют корпус нитрошпаклевкой, а если масляной, то шпаклевка должна быть приготовлена на олифе. Для этого тальк, зубной порошок или мел замешивают на нитроклее или олифе. Подводную часть судна можно покрасить в любой цвет (красный, зеленый, черный). Надводную часть - в шаровый (серый). Ватерлинию можно наклеить из белого целлулоида или толстой нитки. Рубку изготавливают из цельного куска дерева. Шпаклюют и красят ее так же, как и корпус - в шаровый цвет.
      Теперь можно приступить к изготовлению остальных деталей модели: перископов, киповых планок, кнехтов, лееров и т.д. Спасательный буй делают из пробки или пенопласта (по размерам, указанным на рис. 3). Для его установки в корпусе лодки выдалбливают углубление, в которое вставляют буй с привязанной к нему и к корпусу ниткой. Чтобы буй держался на своем месте, его укрепляют кусочком сахара. Если лодка утонет, то сахар, растаяв, освободит нитку, буй всплывет и укажет местонахождение лодки.
      Рули и винт можно сделать из латуни или жести. Для этого их надо по размерам, указанным на чертежах (рис. 4, 5, 6 и 7), нарисовать на бумаге и вырезать шаблоны. Шаблоны наклеить на жесть или латунь и вырезать рули и винт ножницами. Горизонтальные рули необходимо припаять к баллеру (рис. 8) - 3-4-миллиметровой проволоке, пропущенной через корпус модели в указанных местах. Вертикальный руль можно просто вбить в корпус модели. Кронштейн надо сделать прочным, из толстой жести или латуни. Пересняв кронштейн (рис. 9) на металл, согните его так, чтобы в средней части получилась трубочка, в которую пройдет гребной вал. Крепится он к корпусу шурупами. Носовой крючок делают из 2-3-миллиметровой стальной проволоки и вколачивают в носовой части корпуса лодки.
      Гребной вал можно сделать также из 2-миллиметровой проволоки или велосипедной спицы. На одном конце вала сделайте крючок, вставьте вал в кронштейн и, надев на него несколько шайбочек или бусинок, припаяйте к нему винт. Лопасти винта нужно развернуть в одну какую-либо сторону на 20-25°. Резиномотор можно сделать из ленточной или круглой резины. Если резина ленточная, то надо взять 10-12 полосок. Если круглая - то 16-18 нитей. Длина резиномотора должна быть немного больше расстояния между крючками (на 50-60 мм). Петли на концах резиномотора обматываются нитками или изоляционной лентой.
      Заводить резиномотор хорошо ручной дрелью. Один запускающий держит винт и корпус лодки, а второй, растянув резиномотор в 2-3 раза, начинает заводить его. Обычно делают 200-230 оборотов. По мере заводки сокращают расстояние. Заведя мотор, надо осторожно снять его с крючка дрели и надеть на носовой крючок модели. После этого можно лодку пускать.
      Для того чтобы лодка пошла под воду, горизонтальные рули поставьте на погружение (оба с наклоном вперед). Угол наклона подбирается опытным путем. Как только на запущенной модели мотор раскрутится, лодка всплывет на поверхность.
      Прямолинейности хода можно добиться, отгибая вертикальный руль то в одну, то в другую сторону от борта.
      Правильно изготовленная по этим чертежам модель подводной лодки должна пройти 3-4 метра по поверхности и, погрузившись. 30-40 метров под водой, а затем всплыть. Водоем для запуска модели должен иметь глубину 2-3 метра.
      Моделисту интересно построить "подводную лодку". По условиям соревнований эта модель должна пройти под водой 30 - 35 метров. Достичь этого не так просто. Вот почему к изготовлению модели надо отнестись очень серьезно.


Общий вид модели:
1 - якорь; 2 - сетеразрезатель; 3 - гюйс; 4 - киповая планка; 5 - кнехт; 6 - шпиль; 7 - леерное ограждение; 8 - шпигаты; 9 - антенна; 10 - крышка люка; 11- ствол орудия; 12 - рубка; 13 - двери; 14 - радиопеленгатор; 15 - бортовые огни; 16 - перископ; 17 - скобтрап; 18 - поручни; 19 - шахта спасательного буя; 20 - буйреп; 21 - сахар; 22 спасательный буй; 23 - военно-морской флаг; 24 - вертикальный руль (руль забить в корпус легким ударом молотка); 25 - гребной винт (винт припаять после крючка кронштейна и бусинки); 26 - кронштейн гребного винта (закрепляется к корпусу шурупами или гвоздями); 27 - кормовой крючок; 28 - кормовые горизонтальные рули (паять оловом, кормовые кромки рулей закруглить, носовые заострить); 29 - ось горизонтальных рулей; 30 - носовые горизонтальные рули (паять оловом); 31 - резиномотор (длина резииомотора в свободном состоянии между крючками 750 мм); 32 - носовой крючек; 33 - торпедные аппараты; 34 - балласт; 35 - бусинка.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источники: Модель подводной лодки / ж. "Военные знания" № 9, 1965, 42-43 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015