ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ ПАТРУЛЬНОГО КАТЕРА

П. КУЗНЕЦОВ,
г. Владимир

      Эта модель рассчитана на школьников 4-5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с моделью с такими же обводами и размерами, занял первое место.
      Катер определенного прототипа не имеет. При его конструировании использовались материалы из различных источников.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ
Длина наибольшая, мм . . . . 485
Ширина, мм ......... 82
Осадка, мм ......... 28
Скорость масштабная, м/с ... 2,3
Двигатель .... электромотор
Винты ....... 2 шт.
Вооружение:
спаренные универсальные артиллерийские установки ...... 2 шт.
16-ствольный реактивный бомбомет 1 шт.
Глубинные бомбы .... 12-14 шт.

      КОРПУС. Палубу, вырезанную из фанеры толщиной 1 мм, с помощью брусочков, определяющих ее прогиб, закрепите на стапельной доске. Набор корпуса из шпангоутов, фор- и ахтерштевней, килевой планки и транца приклейте к палубе. Между шпангоутами по их периметру вклейте пластинки пенопласта толщиной от 7 до 15 мм в зависимости от кривизны участка (клей ПВА, АГО, казеиновый или любой другой, не содержащий ацетона). После высыхания клея пенопласт надо обработать до шпангоутов острым ножом, а затем наждачной бумагой с крупным зерном, укрепленной на бруске длиной 25-30 см. Затем смажьте корпус эпоксидной смолой и оклейте тонкой стеклотканью. Вместо этого для оклейки модели можно применить марлю (2-3 слоя) на клею ПВА.
      Густой эпоксидной шпаклевкой (смола плюс отвердитель, плюс тальк) ровным тонким слоем с помощью широкого резинового шпателя покройте корпус, заполнив все неровности. Обработайте наждачной бумагой. Зашпаклюйте нитрошпаклевкой, после высыхания отшлифуйте и окрасьте нитрокраской. Чистовую окраску из краскораспылителя делают после установки дейдвудов, киля с двумя рулями и наклейки ватерлиний.
      Размер люка определяется типом двигателя. Если применить электромотор и малогабаритные аккумуляторы, достаточно люка под главной надстройкой, окантованного комингсами высотой 4-5 мм. При резиномоторах люк надо прорезать около восьмого шпангоута - там, где устанавливается редуктор.
      ГЛАВНАЯ НАДСТРОЙКА изготовлена из тонкой фанеры, обработанной наждачной бумагой до 0,5-0,7 мм, по углам вклеены рейки 2х2 мм. Надстройка несколько раз покрыта эмалитом, отшлифована и окрашена нитрокраской.
      Двери, смотровые щели, иллюминаторы, вентиляционные решетки и другие детали делаются отдельно и наклеиваются на полностью подготовленную и окрашенную поверхность.
      ОРУДИЙНЫЕ БАШНИ (верхняя и нижняя части отдельно) отштампованы из оргстекла толщиной 1-1,5мм и склеены дихлорэтаном. Поручни и выступы - из медной проволоки; наклеиваются после первичной окраски. Стволы - из стальной или латунной проволоки вплавлены с помощью паяльника.
      РЕАКТИВНЫЙ БОМБОMET - самая сложная часть модели; собран из трубочек, накатанных из алюминиевой фольги на цевье сверла ф 2,8-2,9 мм. Основание и стойка - из оргстекла толщиной 1-1,5 мм. Зубчатый сектор вертикальной наводки вырезан из часовой шестерни. Тяги, запальные устройства и штормовой стопор - из медной или латунной проволоки. Стволы наклеены на полоски целлулоида нитроклеем. Клей и краска, проникнув в стыки трубок, свяжут все детали достаточно прочно.
      АНТЕННА РАДИОЛОКАТОРА для управления артиллерийской стрельбой. Цилиндрическая часть выгнута из нагретого оргстекла толщиной 1 мм на оправке, сферические донышки вырезаны из мячика для пинг-понга, подставка и основание выточены на токарном станке.
      Леерные стойки и трап (из проволоки) вплавлены с помощью паяльника.
      МАЧТА выгнута на оправке из латунной или медной фольги. Площадки вырезаны из фольги или тонкой жести, отбортованы на 1-1,5 мм или окантованы медной проволокой. Все мелкие детали припаяны.
      ТУЗИК вырезан из липы или отштампован из оргстекла толщиной 1-1,5 мм.
      БОМБОСБРАСЫВАТЕЛИ выгнуты из латунной фольги, ограждение спаяно из проволоки. Глубинные бомбы выточены на станке или накатаны из алюминиевой фольги, боковые стенки вырублены высечкой и наклеены.
      Все мелкие детали, вплоть до клотиков и орудийных стволов, изготовлены литьем под давлением из полистирола (капрон или полиэтилен плохо клеятся и "не держат" краску). Технология изготовления остальных деталей неоднократно описывалась в журнале "Моделист-конструктор" и брошюрах ЦМК ДОСААФ.
      ДВИГАТЕЛЬ. Если имеется батарея аккумуляторов СЦС-1,5, или самодельные весом не более 200-250 г и напряжением 8-9 В, можно установить два мотора, в сборе с дейдвудами и винтами (они бывают в продаже) или один "Гном" с понижающим редуктором 1,5:1 на два винта.
      "Силовая установка" обеспечит требуемую масштабную скорость - прохождение 10-метровой дистанции за 7,5-8 с. Емкость самодельных аккумуляторов (кислотных) может быть небольшой, поскольку во время соревнований моторы работают не более 2 мин (4 зачетных запуска и 10 тренировочных). Применять батареи 3336Л не имеет смысла: они не обеспечивают нужную силу тока, тяжелы и громоздки.
      Два резиномотора по 25 нитей с повышающим редуктором 1:2 и хорошо подобранными винтами ф 20-22 мм также обеспечат быстрое прохождение 10-метровой дистанции, но они требуют большего времени на регулировку скорости. Для вытяжки резиномоторов при заводке в транце сделайте два отверстия 0 15 мм, окантуйте их дюралюминиевыми пластинами толщиной 2 мм с квадратными отверстиями 15х15 мм. Тогда напаянные на крючки резиномоторов латунные кубики 14х14х1,5 надежно зафиксируют заведенные моторы.
      ОКРАСКА МОДЕЛИ. Надстройки и надводная часть корпуса светло-серые, палуба темно-серая, ватерлиния (шириной 1,5-2 мм) белая, антенны, швартовые устройства, якоря и подводная часть корпуса черные.
      Все детали выше ватерлинии нужно делать как можно легче, иначе при малейшей волне модель на дистанции "раскачает". Если она и не перевернется, то устойчивость на курсе потеряет наверняка.


Общий вид модели катера:
1, 39 - якорные огни, 2 - гюйсшток, 3 - леерное ограждение (устанавливается по периметру корпуса), 4 - якорный полуклюз, 5 - винтовой стопор, 6 - шпиль, 7 - волноотбойник, 8 - вьюшка, 9 - орудийная башня, 10 - вентиляционный грибок, 11, 50 - крышки люков, 12, 16 - антенны, 13 - остекление мостика, 14 - отличительный огонь (справа-зеленый, слева-красный), 15 - командирский мостик, 17 - прожектор, 18 - антенна радиопеленгатора, 19 - топовый огонь, 20 - навигационный локатор, 21 - локатор кругового обзора, 22 - клотиковый сигнальный огонь, 23 - флагманский огонь, 24 - мачтаб, 25 - фал гафеля, 26 - огнетушитель, 27 - магнитный компас, 28 - локатор управления артиллерийской стрельбой, 29 - верхний кильватерный огонь, 30 - воздухозаборник, 31 - контейнер со спасательным плотиком, 32 - вентиляционная решетка, 33 - реактивный бомбомет, 34 - тузик, 35 - кнехт, 36 - киповая планка, 37 - лотковые бомбосбрасыватели, 38 - флагшток, 40 - нижний кильватерный огонь, 41 - гакобортный огонь, 42 - буксирный кнехт, 43 - спасательный круг, 44 - рея мачты, 45 - прибор управления огнем, 46 - штурвал, 47 - выносной экран локатора, 48 - репитер гирокомпаса, 49 - машинный телеграф, 51 - клюз якорной цепи, 52 - якорь Холла.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: Патрульный катер /ж. "Моделист-конструктор" № 10, 1976, 33-36 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015