ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО КАТЕРА

А. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ,
заслуженный тренер РСФСР,
мастер спорта

      По Единой всесоюзной классификации модель гражданского судна длиной 500 мм относится к классу BII. Двигатель на ней может быть установлен любой. Однако зачет на ходовых соревнованиях идет по максимальной скорости, а ее лучше всего обеспечивает резиновый двигатель. Он позволяет катеру быстро пройти положенную дистанцию - 10 м.
      Основные размерения модели в мм: длина - 500, ширина - 100, высота борта - 45, осадка - 25; водоизмещение - 950 г.

      Корпус модели округлой формы, долбленый или выклеенный из папье-маше по болванке.
      Долбленый корпус. Подберите сухой брусок (липа, ольха, сосна) без сучков, трещин и свилеватостей - с прямыми слоями древесины и придайте ему (проверяя работу угольником) форму прямоугольника, чуть большего, чем корпус модели. Сбоку на болванке нанесите линии шпации (расстояния между шпангоутами), прочертите контур "вида сбоку" модели и с помощью топора и рубанка начерно обработайте заготовку.
      Со стороны палубы проведите линию диаметральной плоскости (ДП) и разметьте шпации. По ним с помощью лекала обозначьте контур палубы и вновь уберите лишнее дерево.
      Следующий этап - "доводка" корпуса по шаблонам шпангоутов. Переведите их на кальку с теоретического чертежа (проекция "корпус"), тщательно перенесите на фанеру или картон и вырежьте. Прикладывая каждый шаблон шпангоута к месту, отмеченному на бруске, снимают с помощью ножа, рубанка и напильника лишнюю древесину. Затем корпус окончательно выглаживают с помощью наждачной бумаги - сначала крупно-, а затем мелкозернистой.
      Перед выдалбливанием "сердцевины" корпуса просверлите побольше отверстий в палубе - так легче выбрать древесину без сколов. Толщину бортов оставляют не менее 6-8 мм. Заднюю часть модели продалбливают насквозь, а транец выпиливают из фанеры и приклеивают.
      Корпус из папье-маше. Сначала изготавливают деревянную болванку. Ее смазывают тонким слоем тавота или вазелина. Газетную бумагу рвут на кусочки. Первые два-три слоя смачивают водой, накладывают без клея прямо на жировой слой, последующие слои - на крахмальном клейстере. Для большей прочности в него добавляют немного (6-8%) жидкого столярного клея. Перед работой бумагу смачивают водой и укладывают вперехлест, то есть каждый следующий кусочек должен перекрывать предыдущий. Общая толщина 8 - 10 слоев бумаги. Не спешите наклеивать сразу все слои, лучше делать это в несколько приемов, нанося по 2-3 слоя. Перед каждой новой выклейкой не забудьте просушенный корпус зачистить наждачной бумагой. Последний слой зачищают особенно тщательно, не снимая с болванки, и оклеивают марлей или старым капроновым чулком, применяя водостойкий нитроклей (эмалит, АК-20 и т. п.). Затем приступают к окончательной отделке: шпаклевке и окраске.
      Надстройку и ходовую рубку также лучше выклеить из папье-маше по размерам, указанным на чертеже.
      Детали якоря, кулачкового стопора, вьюшки и бортовых отличительных огней вырезают из целлулоида толщиной 0,8-1 мм и склеивают ацетоном или любым нитроклеем. Гребной винт, кронштейн и руль изготавливают из листовой жести или латуни толщиной 0,4-0,5 мм, гребной вал и носовой крючок - из велоспицы. Спасательный плотик и спасательные круги сгибают из хлорвиниловой (резиновой) трубки соответствующего диаметра, состыковав их концы на деревянных пробках. Кнехты делают из гвоздей и целлулоида. Для леерных стоек используют стальные булавки, опаянные тонкой медной или латунной проволокой. Ватерлинию вырезают из белого целлулоида толщиной 0,4-0,6 мм и шириной 1,5-2 мм и приклеивают к борту эмалитом.
      Окраска - одно из самых трудоемких дел. От нее во многом зависит качество всей отделки модели. Наиболее чистую поверхность дают водостойкие нитроэмали, но можно использовать и масляные краски (в том числе художественные в тюбиках). Чтобы шпаклевка и краска держались крепче, поверхность надо загрунтовать: под масляные краски - олифой или жидкой масляной краской (желательно светлых тонов), а под нитроэмали - клеем АК-20, эмалитом или разведенным нитролаком. Когда загрунтованная поверхность высохнет, все проступившие неровности заполняют густой шпаклевкой. Затем поверхность еще раз зачищают наждачной бумагой и наносят на весь корпус несколько слоев жидкой шпаклевки. Самодельную шпаклевку под масляную краску составляют из олифы, столярного клея и мела, добавляемого до получения рабочей густоты. Под нитрокраски применяют готовые шпаклевки АШ-30, АШ-24 и др. При необходимости можно приготовить и простую нитрошпаклевку, замешав тальк (детскую присыпку) или зубной порошок на любом нитроклее или нитрокраске. Во время шпаклевания (а также окраски), нанеся 2-3 слоя покрытия, необходимо прошлифовать корпус сначала наждачной бумагой крупностью 60, 80, а затем 120, 170 и 280. Водостойкие абразивы обильно смачивают водой, а простые керосином. После шлифования модели керосином поверхность обезжиривают авиационным бензином.
      Только после того как модель полностью прошпаклевана, приступают к ее окраске. При работе нитрокрасками необходимо помнить, что они малоукрывисты и быстро сохнут, поэтому не следует проводить кистью по одному месту несколько раз. Краску наносите тонким слоем короткими мазками навстречу друг другу, перемещаясь в одном направлении.
      При изготовлении модели надо стараться, чтобы она получилась как можно легче, тогда будет возможность загрузить корпус свинцовым балластом, что увеличит остойчивость и улучшит устойчивость модели на заданном курсе.


Общий вид модели катера:
1 - крючок (проволока), 2 - якорь (целлулоид), 3 - флагшток с якорным огнем (дерево, проволока), 4 - леерное ограждение (проволока), 5 - цепной клюз (жесть), 6 - цепной стопор (дерево, проволока), 7 - шпиль (дерево, проволока), 8 - кнехты, 4 шт. (жесть, гвозди), 9 - вьюшка для швартовного троса, 4 шт. (дерево, жесть), 10 - спасательные круги, 12 шт., хлорвиниловая трубка, 11 - салон для пассажиров (фанера, жесть, оргстекло), 12 - отличительные огни (левый - красный, правый - зеленый), 2 шт. (жесть, целлулоид), 13 - прожектор (латунь), 14 - капитанская рубка (жесть, целлулоид), 15 - фок-мачта (дерево, проволока), 16 - сирена (латунь, алюминий), 17 - топовый огонь (оргстекло), 18 - радиоантенна (проволока), 19 - спасательный плот (дерево, пенопласт), 20 - грот-мачта (дерево, проволока), 21 - гакобортный огонь (оргстекло), 22 - флагшток (дерево, проволока), 23 - руль (жесть, латунь), 24 - гребной винт (жесть, латунь), 25 - кронштейн (жесть, латунь), 26 - гребной вал (проволока), 27 - резиномотор (резиновая нить ф 1 мм), 28 - иллюминаторы, 22 шт. (проволока), 29 - утки швартовые, 4 шт. (жесть).

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: Речной катер /ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1979, 11-13 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015