ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ УНИВЕРСАЛ

В. Медведев

      Модель катамарана интересна тем, что, сделав одну болванку поплавка-корпуса из дерева, можно собрать на ней из картона целую серию моделей с различными надстройками.

Судомодельная лаборатория Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников предлагает вам построить этим способом две модели:
разъездной катер-катамаран с микроэлектродвигателем и речное грузовое судно-катамаран.

     Прежде чем приступить к постройке, приготовьте необходимый материал: три деревянных брусочка с размерами 500x70x35 мм; две сосновые рейки сечением 3x3 мм и длиной 320 мм; плотный картон, кусок белой жести; велосипедную спицу; отрезок латунного прутка диаметром 5 мм и длиной 45 мм; тонкую медную или латунную проволоку; обрезки органического стекла; целлулоид; нитроклей АК-20, БФ-2 или нитролак АН-1М (эмалит); нитроэмалевые или эмалевые краски белого, красного, темно-синего и зеленого цветов; нитрошпаклевку; мелкие гвозди или шурупы и канцелярские кнопки.
     Для работы вам понадобится следующий инструмент: рубанок, лобзик, рашпиль, острый перочинный нож или скальпель, наждачная бумага, мягкие колонковые или беличьи кисточки, надфили (плоский и круглый), иголка или остро отточенное шило, маленький молоток, ножницы, линейка, карандаш 2М, циркуль и копировальная бумага. Когда материал и инструмент будут заготовлены, можете приступать к постройке.
     Корпус модели (см. рисунок) состоит из двух отдельных, параллельно расположенных поплавков, соединенных между собой мостом, который выпиливается из двухмиллиметровой фанеры вместе с их палубами.      Постройку корпуса начинайте с изготовления болванки поплавка, для чего возьмите самый большой изготовленный вами брусок и по рисунку обработайте его. Сначала карандашом разделите брусок на 12 частей. На грань высотой 35 мм сведите с чертежа через копирку бок. Срежьте лишний материал рубанком и рашпилем. Затем на грань шириной 70 мм сведите с чертежа палубу, лишний материал удалите. На плотный картон перенесите с чертежа шаблоны с 0 до 10, вырежьте их ножницами и пронумеруйте.
     После того как шаблоны готовы, обработайте борта и дно болванки рубанком и рашпилем, сверяя с шаблонами, как это показано на рисунке. На плотный картон сведите с чертежа выкройки обшивки борта (2 шт.), дна (2, шт.) и транца (1 шт.). Вырежьте обшивку ножницами и временно закрепите на болванке канцелярскими кнопками. Обшивку на стыках промажьте клеем и дайте ему высохнуть, после чего нанесите второй слой клея и наклейте на все стыки узенькую ленточку из тонкой ткани. Когда ленточка слегка "при-хватится", пропитайте ее жидким клеем. Пока корпус сохнет, перочинным ножом или скальпелем вырежьте по чертежу носовую и кормовую бобышки. Для изготовления бобышек используйте брусок размером 110х30х35 мм.
     Затем приготовьте два стрингера сечением 3х3 мм и длиной 320 мм. По четвертому и седьмому шаблонам выпилите из трехмиллиметровой фанеры водонепроницаемые шпангоуты. В верхних, прилегающих к палубе углах шпангоутов пропилите пазы размером 3х3 мм для прохода стрингеров. Отколите кнопки и снимите поплавок с болванки; вклейте в корпус, как это показано на рисунке. Как следует промажьте поплавок внутри нитролаком или любой эмалевой краской. На той же болванке точно так же соберите второй поплавок. С чертежа общего расположения переведите через копирку палубу с соединительным мостом. Для придания прочности мосту фанеру располагайте слоями поперек поплавков. Потом лобзиком выпилите палубу с соединительным мостом. Согласно рисунку наметьте на палубе место расположения люков для электрических батарей и овального отверстия для прохода промежуточного вала и вырежьте их. Намажьте клеем палубу и приклейте к ней оба поплавка, стянув их временно нитками. Следите за тем, чтобы поплавки были строго параллельны друг к другу. Расстояние между килями равно 80 мм.
     Механическая часть модели катамарана с электродвигателем состоит из микроэлектромоторчика ДП-10, промежуточного вала, вала гребного винта, двух шарнирных соединений, гребного винта, кронштейна с двумя рулями и фундамента электромотора.
     Фундамент для электромотора вырежьте из дерева, пользуясь размерами, указанными на рисунке. Приклейте фундамент на мост.
     Иголкой или карандашом начертите на куске жести заготовки кронштейна, пера, руля (2 шт.) и гребного винта. Вырежьте их ножницами. Изогните заготовку кронштейна по пунктирным линиям согласно рисунку на странице 28, а среднюю часть сверните в трубочку вокруг гвоздя диаметром 2 мм. Припаяйте к кронштейну оба пера руля. Проткните шилом в лапках кронштейна по два отверстия и прибейте его мелкими гвоздями к корпусу в том месте, где он обозначен на чертеже общего расположения. Изогните лопасти гребного винта и припаяйте его на кусок велосипедной спицы длиной 30 мм. Из спицы длиной в 150 мм сделайте промежуточный вал 4,
     Из пятимиллиметрового латунного прутка изготовьте детали шарнирных соединений (по 2 шт.) по рисунку. Припаяйте на один из концов- промежуточного вала шарик со стержнем, а на другой - втулку с прорезью. К валу электромотора припаяйте шарик со стержнем. У вас должна остаться в запасе одна втулка с прорезью, которая при сборке механической части модели будет припаяна на вал гребного винта. По размерам, указанным на рисунке, разметьте, вырежьте, загните и спаяйте хомутик для крепления электромотора.
     Когда все эти детали будут готовы, приступайте к сборке механической части модели. Пропустите через отверстие в кронштейне вал гребного винта и припаяйте на свободный конец втулку с прорезью, которая у вас оставалась в запасе. Через отверстие в мосту пропустите промежуточный вал и вставьте его шариком со стержнем во втулку с прорезью гребного вала. Во втулку с прорезью другого конца промежуточного вала вставьте шарик со стержнем вала электромотора. Установите электромотор на фундаменте и закрепите его при помощи хомутика и мелких гвоздей.
     Положите в каждый люк по батарейке от карманного фонаря и соедините монтажным проводом по схеме. Выключатель можно смонтировать на крышке одного из люков. Смажьте машинным маслом подшипники электромотора, шарнирные соединения и трубку кронштейна в ллесте прохода гребного вала. Замкните электрическую цепь и проверьте правильность установки всей механической части. Затем приступайте к изготовлению рубки.
     Ее можно сделать тем же способом, что и корпус, то есть выклеить на болванке из картона. Для этого возьмите оставшийся у вас липовый брусок и по размерам, указанным на рисунке, вырежьте из него болванку для изготовления рубки.

     Корпус МОДЕЛИ РЕЧНОГО ГРУЗОВОГО СУДНА строится точно так же и на той же самой деревянной болванке, что и корпус модели разъездного катера. Ввиду того, что на модели речного судна устанавливается не электро-, а резино- мотор, в конструкции корпуса и кронштейна будут некоторые изменения.
     Во-первых, не нужно прорезать в палубах люки для электробатарей и в соединительном мосту отверстие для прохода промежуточного вала. Во-вторых, в носовой части модели установите еще один кронштейн-крюк для закрепления резиномотора. Как сделать этот крюк и в каком месте его следует установить, вы поймете, если внимательно посмотрите на рисунок и чертеж общего вида модели.
     Кроме того, на рисунке показана стойка усиления кронштейна гребного винта. Сделайте ее из проволоки диаметром 2 мм или велосипедной спицы. Один конец стойки загните и припаяйте к кронштейну, а другой расплющите на наковальне молотком, просверлите в ней отверстие диаметром 3 мм и прикрепите болтом с гайкой к соединительному мосту.
     Надстройку модели лучше всего сделать из целлулоида толщиной 1 мм или из полуторамиллиметровой фанеры. Переведите с чертежа общего расположения на фанеру обе палубы надстройки и все стенки с фальшбортом, выпилите их лобзиком и склейте, проверяя свою работу по чертежу. Фанеру на стыках следует сточить "на ус", а изнутри надстройки на все стыки для прочности швов нужно приклеить кусочки спички. Если вы строите надстройку из целлулоида, то клейте ее ацетоном. Грузовые люки склейте из целлулоида или вырежьте из липы.
     У модели речного грузового судна несколько другой конструкции вал гребного винта, чем у модели разъездного катера. Он представляет собой крючок, на одном прямом конце которого припаивается гребной винт, а на второй крепится кольцо резиномотора. Модель окрасьте в следующие цвета: подводная часть - красная или зеленая, ватерлиния - белая, надводный борт - шаровый, палуба - коричневая, надстройка - белая, грузовые люки и кран - шарового цвета.
     Резиномотор сделайте из 12-14 ниток круглой миллиметровой резины и такой длины, чтобы он, будучи надет на крючки носового гребного вала, в незакрученном состоянии провисал в средней части на 5-7 см.
     Перед ходовыми испытаниями резиномотор протрите глицерином или касторовым маслом. Наденьте один конец резиномотора на крючок гребного вала, а второй - на крючок, вставленный в патрон ручной дрели. Растяните резиномотор в 2-2,5 раза больше длины корпуса и при помощи ручной дрели накрутите его.
     Аккуратно и точно построенная по чертежу модель речного грузового судна с полным заводом резиномотора может пройти 15-18 м.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1967, 28-31 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2013
Hosted by uCoz