ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ ГРУЗО-ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОХОДА "СУЛАК"


Б. Щетанов,
руководитель судомодельного кружка
Московского городского дворца пионеров и школьников

      Прототип этой модели - скромный грузо-пассажирский теплоход типа "Сулак" ходит в Каспийском море. Район плавания модели - город Москва. На городских соревнованиях младших школьников она вот уже три года подряд завоевывает первое место. Прекрасная отделка обеспечивает ей очень высокую стендовую оценку - 19,6 балла, а хорошая устойчивость на курсе и отличная скорость - 2 м/сек - приносят победу на ходовых испытаниях. Сделана модель в Московском городском дворце пионеров и школьников в 1966 году Андреем Антушевым, тогда учеником шестого класса.

      Если вы решили построить модель грузо-пассажирского теплохода типа "Сулак", вам потребуются прежде всего: заготовка из дерева (лучше всего брусок липы размером 1000х125х110 мм), фанера толщиной 3 мм; калька; проволока ф 3 мм; листовая латунь; черный и белый целлулоид толщиной 1 мм; органическое стекло толщиной 2-3 мм.


      КОРПУС

      Корпус выдалбливают из бруска дерева или склеивают заготовку из дощечек мягких пород древесины - липы, осины.
      Чтобы придать корпусу правильные обводы, заготовьте по чертежу шаблоны шпангоутов. Теперь переведите каждый из них на кальку. Ее приклеивают на фанеру толщиной 3 мм так, чтобы осевая линия проходила по краю фанеры. Когда клей высохнет, лобзиком вырезают шпангоут (точнее, половину его). Оставшаяся часть и будет готовым шаблоном шпангоута. Используя шаблоны, доведите корпус до необходимых размеров: шаблоны должны плотно встать на свои места.
      Закончив корпус, сразу врежьте в него бимсы на расстоянии 100 мм друг от друга.

      ДВИГАТЕЛЬ

      Винтомоторная группа изготавливается по чертежу, изображенному на цветной вкладке. Стенки редуктора - из текстолита, валы - из проволоки ф 3 мм.
      Чтобы сделать редуктор, нужно иметь четыре шестерни: две - ф 18 мм, ф 36 мм. Можно взять и другое соотношение шестерен, подобрав соответствующий диаметр винта и его шаг. У ведущих шестерен диаметр в два раза больше диаметра ведомых. Подробное описание изготовления и сборки винтомоторной группы можно прочесть в "МК" № 8 за 1966 год, стр. 40-41. Отличие - лишь в конструкции редуктора.
      На концы осей ведущих шестерен припаивают крючки, на каждый крючок надевается свой резиномотор. Для равномерного распределения усилий от резиномоторов на гребные валы шестерни находятся между собой в зацеплении.
      Сверлом ф 3 мм сделайте в носовой бобышке два отверстия. Проволоку согните вдвое и вставьте в отверстие, чтобы оба ее конца вышли внутрь корпуса. Загните их в виде крючков.
      Редуктор перед установкой прикрепите к фанере. Верхняя часть фанеры должна упираться в бимс, боковые и нижнюю части прикрепите к корпусу планочками на клею по всей длине, иначе резиномоторы могут вырвать редуктор.
      При установке дейдвудных трубок основное внимание следует обращать на их соосность с валами шестерен и симметрию относительно диаметральной плоскости. Установите кронштейны. Щели между дейдвудными трубками и корпусом заделайте опилками, смешанными с нитроклеем. Приклеив трубки, наполните их техническим вазелином и вставьте валы гребных винтов. При правильной сборке вал с редуктором легко прокручиваются рукой. Затем припаяйте винты.

      ПАЛУБА

      Следующая операция - зашивка палубы. Проверьте, чтобы бимсы не выступали за линию борта. Если некоторые провалились, надклейте их. Внутреннюю часть корпуса и бимсы промажьте нитрокраской.
      Для палубы необходима фанера толщиной 1,5-2 мм. Переверните модель днищем кверху и положите на фанеру. Обведите карандашом по всей длине. Затем скальпелем вырежьте палубу с запасом 5-7 мм. Установите корпус на подставку, промажьте клеем борта и бимсы в местах соприкосновения с палубой, покройте внутреннюю часть палубы нитроклеем или нитрокраской и приклейте, прижав ее чем-нибудь тяжелым. В таком положении модель должна простоять не менее суток. Носовая часть верхней палубы приклеивается наглухо, а кормовая - съемная, граница между ними отмечена пунктиром.

      НАДСТРОЙКИ

      Теперь можно приступить к изготовлению и монтажу надстроек. Главную надстройку склейте из фанеры толщиной 3 мм прямо на палубе. Для прочности с внутренней стороны поставьте по всей длине рейки 4х4 мм. Рулевую и боцманскую рубки можно изготовить из органического стекла толщиной 2 мм или фанеры. Боцманская рубка приклеивается к палубе наглухо, рулевая - съемная.
      Передние смотровые стекла как у рулевой рубки, так и у главной надстройки сделаны из белого прозрачного оргстекла с диорамным обзором. Они не закрашены, как это принято делать на моделях, поэтому все, что находится внутри рубки и в носовой части главной надстройки, хорошо видно.
      Шлюпки выдавливают из белого целлулоида, сверху их закрывают чехлами. На белую нитку наденьте красные мусинги (изоляция) и также приклейте ацетоном по бортам шлюпки. Если у вас нет целлулоида, сделайте шлюпки из дерева и покрасьте в белый цвет, предварительно покрыв жидкой шпаклевкой.
      Труба также изготовлена из целлулоида. Она склеена из двух выдавленных половинок. Мачты и грузовые стрелы изготовьте из дерева, лееры спаяйте из проволоки. Остальные мелкие детали изготовьте из обрезков целлулоида и оргстекла.
      Наклейте ватерлинию и отделайте модель черным целлулоидом толщиной 0,5 мм. Надстройки и верхнюю часть корпуса покройте краской цвета слоновой кости (в белую краску добавляется желтая), корпус ниже ватерлинии - красной, палубу - темно-коричневой, иллюминаторы и окна - голубой.
      Загрузите балласт (свинец, приклеенный на шпаклевке) через съемную верхнюю палубу так, чтобы модель имела осадку по ватерлинии.
      Закрутите ручной дрелью один резиномотор, потом - второй, но в другую сторону. Заводить модель следует двоим: один заводит, второй держит модель и винты. Поворотом руля добейтесь, чтобы модель ходила точно по курсу. Дальность ее хода - до 50 м.


Общий вид модели:
1 - корпус; 2 - люк для установки и заводки резиномотора; 3 - ватерлиния; 4 - носовая бобышка; 5 - крючок; 6 - кнехт, 7 - грузовая стрела; 8 - грузовой люк; 9 - грузовая лебедка; 10 - диорамное окно салона; 11 - резиномотор; 12 - диорамное окно рубни; 13 - фон-мачта; 14 - бортовые отличительные огни (правый - зеленый, левый - красный); 15 - трап; 16 - труба; 17 - радиоантенна; 18 - шлюпбалка; 19 - шлюпка; 20 - киль; 21 - световой люк; 22 - леер; 23 - боцманская рубка; 24 - редуктор; 25 - кардан; 26 - дейдвудная труба; 27 - кронштейн; 28 - гребной винт; 29 - руль; 30 - иллюминаторы; 31 - киповая планка; 32 и 53 - якорные огни (белые); 33 - государственный флаг СССР; 34 - флагшток; 35 - шпиль; 36 - дверь; 37 - антенная оттяжка; 38 - грот-мачта, 39 - вентиляционная труба; 40 и 46 - клотиковые огни (красные); 41 и 48 - топовые огни (белые); 42 - мусинги; 43 - шлюпочные лебедки; 44 - вентиляционный раструб; 45-50 - радиоантенны; 47 и 49 - аварийные огни (красные); 51 - радиопеленгаторная антенна; 52 - прожектор; 54 - брашпиль; 55 - швартовый клюз; 56 - якорь Холла; 57 - боцманский ящик; 58 - тросовая вьюшка.


Источник: Б. Щетанов. Теплоход с резиномотором / ж. "Моделист-конструктор" № 5, 1969, 29-32 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016