ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


ПЛАВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

С. Захаров

      Модель, описание которой здесь приводится, не является моделью-копией существующего судна, и поэтому ее оформление может быть изменено вами по своему усмотрению. Однако при этом мы рекомендуем вам придерживаться теоретического чертежа и особенно чертежа крыльевого устройства. Желательно выдержать и вес модели. Эта модель построена и прошла ходовые испытания в Центральной лаборатории морского моделизма ЦК ДОСААФ. Она довольно сложна по конструкции и требует от строителя свободного владения инструментами и некоторого опыта по конструированию моделей кораблей.


      Основные размеры модели: длина - 747 мм, наибольшая ширина - 166 мм, высота борта на модели - 54 мм, водоизмещение - 1200 г.
      Работу следует начинать с увеличения чертежей до натуральных размеров модели. При увеличении чертежей шпангоутов, внешние обводы которых изображены на проекции "корпус", надо каждый из них вычертить отдельно и обязательно целиком, с обеими бортовыми ветвями. Все они, кроме шпангоута № 4, имеют одинаковую конструкцию. Ширина вырезов на шпангоутах и килевой раме, при помощи которой они соединяются, должна равняться толщине фанеры, из которой предполагается их делать. Глубину вырезов надо рассчитать так, чтобы верхняя и нижняя кромки шпангоутов не выдавались за килевую раму.
      Основные детали набора корпуса модели: килевая рамка (фанера толщиной 3-4 мм); носовая бобышка (липа); шесть шпангоутов (фанера толщиной 5-6 мм); транцевая доска (фанера толщиной 5-6 мм); четыре стрингера (сосна, ель сечением 6х6х1000 мм). Кроме того, сюда относятся части, не являющиеся деталями набора, но конструктивно с ним связанные: подкрепление под кронштейн гребного вала в кормовой оконечности модели (сосна, ель, липа сечением 130х37х10 мм); подкрепления под крылья (сосна, ель, липа); подмоторные брусья (бук, дуб, береза).
      Килевую рамку, шпангоуты и транцевую доску выпиливают лобзиком и зачищают напильником. Внешние слои фанеры должны идти вдоль килевой рамы, а на шпангоутах и транце - поперек корпуса модели. К носовой оконечности килевой рамы приклеивается зачищенная носовая бобышка. После того как клей высохнет, в вырезы килевой рамы вклеиваются шпангоуты. Последней приклеивается транцевая доска. Надо внимательно следить, чтобы шпангоуты и транец были строго перпендикулярны килевой раме. По высыхании клея носовая бобышка, шпангоуты и транец соединяются при помощи двух пар стрингеров, которые вклеиваются в вырезы на шпангоутах и транце и углубления, выдолбленные в бобышке. Вклеенные стрингеры временно закрепляются тонкой мягкой проволокой или крепкими нитками, которые снимаются после того, как просохнет клей.
      Между шпангоутами № 3 и 4 на клею и шурупах крепятся сделанные по рисунку подмоторные брусья. Угольники фундамента делаются из дюралюминия. В них просверливаются отверстия для шурупов и болтов, которыми будет крепиться мотор. Подкрепления под крылья и под кронштейн гребного вала приклеиваются к скуловым стрингерам, шпангоутам и килевой раме. Кроме того, подкрепления под крылья прибиваются и сквозь шпангоуты № 2 и 6.
      Счистив клей на стрингерах и других местах набора и сняв напильником малку с обеих сторон киля, где он выступает ниже шпангоутов, приступают к обшивке набора авиационной фанерой толщиной 1-1,5 мм. Сначала обшивают с одного и другого бортов нижнюю часть корпуса от середины киля до середины скулового стрингера. Затем приклеивается бортовая обшивка. Пояса обшивки бортов и днища должны быть плотно пригнаны друг к другу. Пояса днища и бортов делаются из целого куска фанеры. Зачистив корпус так, чтобы верхняя кромка бортовой обшивки не выдавалась выше бортового стрингера, вырезают из фанеры палубу. Устанавливается палуба после окончания внутрикорпусных работ. Корпус модели покрывается клеем ("БФ-2", "АК-20") или эмалитом.
      Основные детали механической части модели: бензиновый микромоторчик с объемом цилиндра не менее 5 см3 ("МД-5М"); топливный бачок (луженая жесть, латунь толщиной 0,3-0,5 мм); промежуточный вал (калиброванная сталь "серебрянка" диаметром 3-4 мм); гребной вал (сталь диаметром 4 мм); дейдвудная труба с двумя втулками (медная трубка, внутренний диаметр 6 мм, бронза); кронштейн гребного вала с двумя втулками (дюралюминий, бронза); гребной винт (латунь толщиной 1 мм).
      Валопровод модели состоит из двух частей: гребного вала и вала промежуточного. Соединяются они друг с другом при помощи карданного шарнира - полой чашки, закрепленной на наружном конце промежуточного вала, и шарика, выточенного на переднем конце гребного вала. В шарике просверливается отверстие диаметром 1,2-1,3 мм, и в него запрессовывается стальная шпилька. Шарик должен входить в чашку промежуточного вала свободно. Для шпильки шарика делается специальная прорезь. На наружном конце гребного вала нарезается резьба М4 для гребного винта. Подобным же образом соединяются промежуточный вал с валом двигателя. Шарик со шпилькой на внутреннем конце промежуточного вала должен быть навинчивающимся, иначе вал будет невозможно вставить в дейдвудную трубу.
      Для дейдвудной трубы лучше всего взять медную трубку длиной 60 мм. с внутренним диаметром 6 мм. В оба конца трубки запрессовываются две бронзовые втулки. Их внутренний диаметр равен диаметру промежуточного вала.
      Кронштейн гребного вала делается из дюралюминия по рисунку. В отверстие для вала запрессовываются две бронзовые втулки длиною по 12 мм, в которых вращается гребной вал. Кронштейн крепится четырьмя болтами М4, пропущенными в отверстия, просверленные сквозь обшивку и подкрепляющий брусок.
      Для установки и укрепления дейдвудной трубы в днище модели проделывается отверстие. В бруске из липы, сделанном по форме днища у шпангоута № 5 (с кормовой стороны), просверливается отверстие так, чтобы пропущенная в него дейдвудная труба приняла положение, указанное на чертеже. Брусок со вставленной в него дейдвудной трубой приклеивается на свое место к днищу и шпангоуту № 5. Правильность положения дейдвудной трубы проверяется соединением между собой промежуточного и гребного валов, пропущенных во втулки дейдвудной трубы и кронштейна.
      Чтобы не повредить кронштейн гребного вала и другие части, выступающие ниже днища, для модели делаются кильблоки из фанеры толщиной 4-5 мм и реек сечением 8х10 мм. Сверху, чтобы не поцарапать краску на модели, кильблоки оклеиваются полоской тонкого войлока, фетра или толстого сукна.


      Поставив модель на кильблоки, приклеивают палубу, сделав в ней предварительно вырез для установки моторчика.
      Надстройку выклеивают по болванке, которая делается из куска мягкого дерева (липы, осины) по рисунку. Нарезанные из плотного миллиметрового картона или шпона полоски шириной 10-12 мм наклеиваются на болванку, как показано на рисунке. На первый слой картона или шпона наклеивают второй слой. Полоски второго слоя наклеиваются по отношению к первому под углом 30-40°. Перед наклейкой болванку покрывают тонким слоем расплавленного воска или парафина. Это делается для того, чтобы клей и бумага не приставали к болванке.


      Когда надстройка высохнет, ее снимают с болванки, подгоняют к палубе и крепят так, чтобы она легко могла сниматься. Покрыв надстройку изнутри и снаружи два-три раза нитроклеем или эмалитом, ее шпаклюют нитрошпаклевкой и протирают шкуркой, смоченной в керосине, до тех пор, пока поверхность не станет совершенно гладкой. В заключение всего изнутри вклеиваются целлулоидные "стекла". Необходимо предусмотреть в надстройке отверстия для доступа воздуха к мотору.
      Корпус модели покрывают нитролаком, шпаклюют и зачищают, надстройку окрашивают нитроэмалевыми красками.
      Затем оба вала устанавливают на свои места, соединяют друг с другом и с мотором. После проверки плавности и легкости вращения валопровода мотор окончательно укрепляется болтами к фундаменту.
      Топливный бачок изготовляется по рисунку и соединяется шлангом с мотором.
      Гребной винт вырезается из миллиметровой латуни, надевается на задний конец гребного вала и туго зажимается навинчивающимся на вал обтекателем.
      Крылья модели делаются из дюралюминия толщиной 2-3 мм. Прежде всего по рисунку вырезаются заготовки обоих крыльев и в них просверливаются отверстия диаметром 3 мм для крепления крыльев к корпусу. Переднее отверстие на обоих концах растачивается круглым надфилем так, чтобы оно приняло овальную форму. Это значительно облегчит изменение угла установки крыльев при регулировке модели. Сечению несущей поверхности крыльев придают форму, приведенную на рисунке. Обрабатываются и зачищаются заготовки сначала драчевым, затем личным напильником и шкуркой. Несущая поверхность должна быть хорошо отполирована. Изгибать крылья лучше всего киянкой на деревянном бруске, проверяя правильность изгиба фанерным шаблоном, изготовленным по рисунку.
      Крылья крепятся к корпусу шурупами, которые ввинчиваются через обшивку и подкрепляющие планки. Кормовое крыло крепится в нулевом положении, то есть его несущая поверхность располагается параллельно ватерлинии, а носовое устанавливается под углом 15° (на настоящих судах этот угол значительно меньше).



Источник: С. Захаров. Плавающая модель судна на подводных крыльях. / альманах "Моделист-Конструктор" № 1, 1962, 16-18 с.    
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2017