ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Г. Челак.   Из истории отечественного флота ( откр. 2 )
откр. 2

2. СТРУГ
По мере расселения славянских племен на Восточно-Европейской равнине с ее огромной сетью водных путей все больше возникала потребность в развитии торгового судоходства. Этому также способствовали установившиеся со временем торговые отношения как с западом — через систему Балтийского моря, так и с востоком — по Волге, Дону и другим рекам. Развитие торговых, а затем и государственных отношений вызвало стремление к введению некоторых удобств в пассажирском передвижении, особенно для лиц именитого звания — бояр, князей, высшего духовенства и их семей. Для всех этих целей требовался новый, специальный тип судов, обладавших большой грузоподъемностью, удобствами для размещения пассажиров, а также способных передвигаться по мелководным рекам и преодолевать перекаты. Появившиеся в Древней Руси такие суда со временем получили единое общее название «струг». Точно определить происхождение этого термина историкам не удалось. В фундаментальной работе «Волга и волжское судоходство» известный русский исследователь И. А. Шубин так определяет это понятие: «Сделанные из гладких выструганных досок, плоскодонные и первое время небольшие грузовые суда, свободно скользившие по волнам — стругам, плававшие по мелким речкам — стругам и легко проходившие отмели — заструги, естественно, этими именно чертами и обращали на себя наибольшее внимание, отличались от других судов своего времени и получили название стругов». История стругов прослеживается на протяжении многих веков, что дает право говорить об их высоких мореходных и эксплуатационных качествах. В 1722 году на таком струге Петр Первый совершил путешествие из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда — в Астрахань. Размеры этих парусно-гребных, преимущественно речных судов были различны и колебались от 20 до 45 м в длину и от 4,5 до 9 м в ширину. Грузоподъемность некоторых из них достигала даже тысячи т.

пред.
ReSim Laboratory   2004-2008
след.
Hosted by uCoz