ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л
Какими бывают корабли

Пособие для учащихся
В книге в доступной для школьников VI—VIII классов форме рассказано, как архимедова сила применяется в судостроении, как судостроители вычисляют главные качества всякого судна: плавучесть, остойчивость и непотопляемость.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ [ 3 ]

Глава I. КОРАБЛИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ
Классификация суов [ 8 ]
Пассажирские суда [ 12 ]
Грузовые суда [ 15 ]
    Сухогрузные суда [ 15 ]
    Суда для генеральных грузов [ 15 ]
    Рудовозы [ 16 ]
    Углевозы [ 19 ]
    Зерновозы [ 19 ]
    Лесовозы [ 21 ]
    Наливные суда (танкеры) [ 21 ]
Рыбопромышленные суда [ 25 ]

Глава II. ЧТО ДЕРЖИТ СУДНО НА ВОДЕ?
Архимедова сила [ 29 ]
Весовое и объемное водоизмещение [ 30 ]
Водонепроницаемость [ 31 ]
Непотопляемость [ 33 ]
Запас плавучести [ 35 ]
Пример борьбы за сохранение плавучести [ 38 ]
Подводные суда [ 41 ]
Гидродинамическая и аэродинамическая подъемные силы при движении судна [ 44 ]
    Глиссирующие суда [ 44 ]
    Суда с подводными крыльями [ 45 ]
    Суда на воздушной подушке [ 47 ]
Из истории судостроения [ 49 ]

Глава III. КАК ВЫЧИСЛЯЮТ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СУДНА
Коэффициент полноты водоизмещения [ 55 ]
Теоретический чертеж [ 57 ]
Способ трапеций [ 62 ]
    Планиметр [ 63 ]
Число Фруда [ 64 ]

Глава IV. КОГДА КОРАБЛИ НЕ ОПРОКИДЫВАЮТСЯ
Кренящая и восстанавливающая пара сил [ 69 ]
Начальная остойчивость [ 73 ]
Остойчивость при больших углах наклонений [ 75 ]
Продольная остойчивость [ 82 ]
Динамическое накренение [ 86 ]

Глава V. КАК ПОДНИМАЮТ ЗАТОНУВШИЙ КОРАБЛЬ [ 90 ]
Способы подъема судов [ 91 ]
    Способ подъема удалением воды [ 93 ]
    Способ подъема понтонами [ 95 ]
    Способ подъема надстройкой [ 96 ]
    Примеры подъема судов [ 97 ]

ПОСЛЕСЛОВИЕ [ 108 ]

УКАЗАТЕЛЬ РИСУНКОВ:
Рис.1. Морское пассажирское судно "Киргизстан" [ 14 ]
Рис.2. Грузовое судно для генеральных грузов "Ленинский комсомол" [ 17 ]
Рис.3. Поперечное сечение трюма рудовоза [ 18 ]
Рис.4. Поперечное сечение судна для навалочных грузов и автомобилей [ 18 ]
Рис.5. Судно для генеральных грузов и руды [ 20 ]
Рис.6. Лесовоз типа "Павлин Виноградов" [ 22 ]
Рис.7. Танкер типа "София" [ 24 ]
Рис.8. Средний рыболовный траулер [ 26 ]
Рис.9. Рыболовный трал [ 27 ]
Рис.10. Схема проводки ваеров [ 27 ]
Рис.11. Килевые обводы с развалом бортов [ 31 ]
Рис.12. Сварной шов встык [ 32 ]
Рис.13. Установка пластыря [ 33 ]
Рис.14. Грузовая марка [ 35 ]
Рис.15. Схема расположения рулей глубины [ 42 ]
Рис.16. Обводы днища глиссирующего судна [ 44 ]
Рис.17. Судно с подводными крыльями ("Ракета") [ 45 ]
Рис.18. Распределение давления и разрежения на подводном крыле [ 46 ]
Рис.19. Продольное сечение судна на воздушной подушке [ 48 ]
Рис.20. Шитик [ 51 ]
Рис.21. Грузовой размер [ 56 ]
Рис.22.Коэффициент полноты водоизмещения [ 56 ]
Рис.23. Шаблоны для изготовления модели глиссирующего судна [ 58 ]
Рис.24. Теоретический чертеж судна (корпус) [ 59 ]
Рис.25. Теоретический чертеж судна (бок и полуширота) [ 59 ]
Рис.26. Коэффициент полноты мидель-шпангоута [ 61 ]
Рис.27. Коэффициент полноты грузовой ватерлинии [ 61 ]
Рис.28. Разбивка половины шпангоута на трапеции [ 63 ]
Рис.29. Простейший планиметр [ 64 ]
Рис.30. Обводы контура острием планиметра [ 64 ]
Рис.31. Схема опытового бассейна для испытаний моделей судов [ 67 ]
Рис.32. Схема буксировочной тележки с динамометром [ 67 ]
Рис.33. Положение ЦТ и ЦВ при вертикальном положении судна [ 70 ]
Рис.33. Положение ЦТ и ЦВ в начале смещения груза к борту [ 70 ]
Рис.34. Положение ЦТ и ЦВ при накренении судна [ 71 ]
Рис.35. Судно в равновесии в накрененном положении [ 71 ]
Рис.37. Положение ЦТ и ЦВ в начале возвращения груза к диаметральной плоскости [ 71 ]
Рис.38. Кренящая пара сил ветра и сопротивления воды [ 71 ]
Рис.39. Метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота [ 72 ]
Рис.40. Определение плеча остойчивости [ 74 ]
Рис.41. Премещение ЦВ при углах крена до 10-15° [ 75 ]
Рис.42. Кривые перемещений ЦВ и М при больших углах крена [ 75 ]
Рис.43. Диаграмма статической остойчивости [ 76 ]
Рис.44. Диаграммы статической остойчивости кораблей "Монарх" и "Кептен" [ 77 ]
Рис.45. При положении ЦТ ниже ЦВ судно всегда остойчиво [ 79 ]
Рис.46. При положении ЦТ выше ЦВ подводное судно неостойчиво [ 79 ]
Рис.47. Перемещение ЦВ при крене двухкорпусного судна очень велико [ 80 ]
Рис.48. Угол дрейфа при повороте судна [ 81 ]
Рис.49. Расположение сил при повороте глиссирующего судна [ 81 ]
Рис.50. Ледокол "Сибиряков" [ 84 ]
Рис.51. Вычисление работы кренящего момента [ 87 ]
Рис.52. Подъем удалением воды из затонувшего судна [ 94 ]
Рис.53. Подъем судна при помощи понтонов [ 94 ]
Рис.54. Подъем судна при помощи надстройки на палубе [ 96 ]





___________________________________________________________________

ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ КРИВОНОСОВ
КАКИМИ БЫВАЮТ КОРАБЛИ

Редактор Л. С. Мордовцева
Художественный редактор Т. А. Алябьева
Технический редактор 3. Б. Хамидулина
Корректор Н. И. Новикова

*
Сдано в набор 10/IV 1973 г. Подписано к печати 4/XII 1973 г. 84х1081/32. Бумага типографская № 3. Печ. л. 3,5. Условн. л. 5,88: Уч.-изд. л. 5,82. Тираж 100 тыс. экз. Заказ 3092. А-13708.

*
Издательство «Просвещение» Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная типография управления издательств, полиграфии и книжной торговли Ивановского облисполкома, г. Иваново-8, ул. Типографская, 6.

Цена 15 коп.

Scan: AAW Clean: bolega Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2023