ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Л. Кривоносов, Ю. Столяров
Загадки голубых дорог

( Библиотека школьника )
В книге в доступной для учащихся форме рассказано о важной и интересной науке гидромеханике корабля, о трудностях, возникающих перед инженерами-судостроителями, создающими экономичные, быстроходные, остойчивые и маневренные суда. Рассмотрены физические основы плавания судов водоизмещающего типа, глиссеров, судов на подводных крыльях.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Как создавалась гидромеханика корабля [ 6 ]
       Закон Архимеда [ 6 ]
       Формула Ньютона для сопротивления жидкости [ 7 ]
       Уравнение Бернулли [ 8 ]
       Уравнение Эйлера [ 11 ]
       Опытные коэффициенты [ 12 ]
       Закон механического подобия Фруда [ 13 ]
       Число Рейнольдса [ 15 ]

Глава II. Корабль стоит на воде [ 18 ]
       Плавучесть [ 19 ]
       Остойчивость [ 22 ]
       Непотопляемость [ 32 ]

Глава III. Корабль идет [ 36 ]
       Ходкость [ 36 ]
       Волновое сопротивление [ 37 ]
       Сопротивление трения [ 40 ]
       Сопротивление формы [ 43 ]
       Глиссирование [ 44 ]
       Движение на подводных крыльях [ 55 ]
       Движители [ 67 ]
       Управляемость [ 74 ]
       Рули [ 80 ]
       Качка и качкоумерители [ 83 ]

Глава IV. Модель-помощник конструктора [ 87 ]
       Опытовые бассейны и принцип их работы [ 87 ]
       Буксировочные испытания [ 91 ]
       Испытания на волне [ 92 ]
       Испытания на поворотливость [ 93 ]
       Испытания моделей гребных винтов [ 94 ]
       Испытания моделей кавитирующих гребных винтов [ 95 ]
       Самоходные испытания моделей судов [ 99 ]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ [ 100 ]

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА [ 103 ]



ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Рис.1. К закону Бернули
Рис.2. Образование подъемной силы на крыле
Рис.3. Образование силы, притягивающей суда друг к другу
Рис.4. Диаграмма, показывающая изменение величины коэффициента сопротивления трения и характера потока в зависимости от числа Рейнольдса
Рис.5. Образование дифферента и расположение сил при продольном смещении центра тяжести судна
Рис.6. Образование крена и расположение сил при поперечном смещении центра тяжести судна
Рис.7. Мыслимое разделение объема корпуса корабля на горизонтальные слои
Рис.8. Диаграмма, показывающая изменение величины плеча остойчивости кораблей "Кептен" и "Монарх" в зависимости от угла крена
Рис.9. Располождение сил при действии бокового ветра на судно
Рис.10. Метацентр и метацентрическая высота при накренении на малые углы
Рис.11. Волнообразная ватерлиния при ходе судна за волной и вротив волны
Рис.12. Расходящиеся и поперечные судовые волны
Рис.13. Диаграмма, показывающая, как изменяется волновое сопротивление в зависимости от числа Фруда
Рис.14. Образование пограничного слоя и попутного потока при движении тонкой пластины
Рис.15. Цилиндр с обтекаемой клинообразной наделкой, уменьшающей сопротивление формы
Рис.16. Первое самоходное глиссирующее судно де Ламбера
Рис.17. Обводы судна для глиссирования
Рис.18. Гидродинамическая сила при глиссировании и ее составляющие: сопротивление и подъемная сила
Рис.19. Диаграмма, показывающая изменение полного сопротивления, его составляющих, углов дифферента, а также режимов движения в зависимости от чиста Фруда
Рис.20. Диаграмма, показывающая изменение гидродинамического качества глиссирующей плоской пластины в зависимости от углов атаки и удлинения
Рис.21. Американский глиссер "Мисс Америка Х", установивший мировой рекорд скорости на воде в 1932 г. (201 км/ч)
Рис.22. Английский глиссер "Синяя птица VII", установивший мировой рекорд скорости на воде в 1955 г. (348 км/ч)
Рис.23. Первое самоходное судно с подводными крыльями, построенное де Ламбером в 1891 г.
Рис.24. Схема подводных крыльев, установленных на судне Форланини в 1905 г.
Рис.25. V-образные подводные крылья
Рис.26. Плоские подводные крылья
Рис.27. Дугообразные и трапецевидные подводные крылья
Рис.28. Виды крыльев в плане
Рис.29. Сегментный профиль подводного крыла
Рис.30. Гидродинамическая сила на подводном крыле и ее составляющие
Рис.31. Диаграмма, показывающая изменение гидродинамического качества подводного крыла в зависимости от угла атаки
Рис.32. Различные стадии кавитации подводного крыла
Рис.33. Схема обтекания подводного крыла на режиме суперкавитации
Рис.34. Первое советское транспортное судно с подводными крыльями "Ракета"
Рис.35. Морское судно с подводными крыльями "Чайка"
Рис.36. Морское судно с подводными крыльями "Стрела"
Рис.37. Типы гребных винтов (узколопастный и широколопастный)
Рис.38. Прообраз гребного винта
Рис.39. Винтообразно-закрученная струя, отбрасываемая гребным винтом
Рис.40. Схема сил, действующих на направляющую кольцевую насадку
Рис.41. Поперечные сечения лопасти гребного винта, рассчитанного на работу в режиме суперкавитации
Рис.42. Расположение водометного устройства на судне
Рис.43. Гребное колесо с поворотными плицами
Рис.44. Крыльчатый движитель
Рис.45. Траектория судна после отклонения руля
Рис.46. Силы, действующие на отклоненный руль
Рис.47. Активный руль
Рис.48. Подруливающее устройство
Рис.49. Боковые (скуловые) кили
Рис.50. Горизонтальный бортовой руль
Рис.51. Поперечное сечение современного опытового бассейна
Рис.52. Схема буксировочной тележки
Рис.53. Каркас для изготовления модели катера
Рис.54. Расположение приборов при буксировочном испытании модели
Рис.55. РОтативная установка для испытания модели судна на поворотливость
Рис.56. Первая кавитационная труба Парсонса для изучения кавитации гребных винтов
Рис.57. Схема современной большой кавитационной трубы





______________________________________________________________________________________________

  Кривоносов Лев Михайлович, Столяров Юрий Степанович

ЗАГАДКИ ГОЛУБЫХ ДОРОГ

Редактор Т.В. Михалкевич, Художник П.И. Ефименко.
Обложка художника С.Я. Нодельман. Художественный редактор И.В. Лысенко.
Технический редактор Т.А. Семейкина. Корректор Л.П. Михеева.

Сдано в набор 11/IV 1967 г. Подписано к печати 12/IX 1967 г. Бумага 84х108'/32.
Типогр. № 2. Печ. л. 5,46(3,25). Уч.-изд. л. 5,12. Тираж 57 тыс. экз. Ф 04871.
(Т.п. 1967 г. № 356)

Издательство "Просвещение" Комитета по печати при Совете Министров РСФСР.
Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Типография из-ва "Горьковская правда", г. Горький, ул. Фигнер, 32.
Заказ № 6190. Цена 13 коп.

Scan: AAW Clean, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2023