ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


следующем. На пластинке из латуни, меди или жести толщиной 1-0,5 мм циркулем проводят окружность, диаметр которой равен диаметру гребного винта. Затем по шаблону (его можно сделать из картона, фанеры или тонкого оргстекла) очерчивают контуры лопастей вместе со ступицей. По контуру винт вырезают ножницами с таким расчетом, чтобы прорези не доходили до центра, на 3-7 мм (в зависимости от размеров гребного винта). В центре высверливают отверстие для гребного вала. Вырезанные лопасти изгибают под углом 30-35° по отношению к ступице. Края лопасти обрабатывают напильниками соответствующих профилей. Затем гребной винт припаивают к гребному валу, а за гребным винтом, на конце вала устанавливают обтекатель конической формы; его можно сделать из свинца, олова или пластмассы.

Другой метод изготовления гребных винтов намного сложнее первого (он доступен в основном моделистам-спортсменам) и имеет свои преимущества, поскольку гарантирует высокое качество и к. п. д. гребных винтов.

Суть его в следующем. Берут листовую латунь толщиной 1 - 2 мм и по шаблону наносят на нее контуры гребного винта, причем шаблон лопастей должен иметь припуск в корне для впайки лопастей в ступицу. Затем лопасти вырезают ножницами или вырубают зубилом. Зажав лопасть вместе с шаблоном в тиски, обрабатывают ее с таким расчетом, чтобы она приобрела форму, в продольном сечении постепенно суживающуюся от корня к внешнему краю, а в поперечном сечении выпуклую в сторону носа корабля. Входящая кромка лопасти должна быть острой, выходящая - тупой.

Ступицу вытачивают из латуни на токарном станке. В ней под углом 45-60° делают прорези, в которые вставляют лопасти и запаивают.

Для того чтобы шаг гребного винта на всех его лопастях был одинаков, после пайки гребной винт балансируют, т. е. надевают его со ступицей на стержень или иглу, которая опирается на два лезвия бритвы. В случае перевешивания какой-либо из лопастей с нее напильником снимают лишний металл вблизи корня, не нарушая ее формы.

Затем гребной винт тщательно полируют. Это не только повышает коэффициент полезного действия двигателя, но и придает модели завершенный вид.

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА, ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ, НАДСТРОЙКИ,
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Созданный моделистом миниатюрный корабль не будет законченным без всех деталей корабельного оборудования и артиллерийского вооружения на палубе корабля. Значит, следующим этапом



80

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2019
след.