ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


Японии, и 27 марта в 10 часов на крейсере "Варяг" был вновь поднят русский флаг. После перевооружения "Варяг" в составе отдельного отряда судов особого назначения, совершив тяжелый переход а 16 тысяч миль, пришел в Мурманск. Недолгим было пребывание крейсера на севере: кораблю требовался капитальный ремонт, и в марте 1917 г. по договоренности с английским правительством "Варяг" пошел на капитальный ремонт в Англию.

В море, вдали от родных берегов, по радио было принято сообщение о Февральской революции. Прийдя в Ливерпуль и узнав подробности о событиях в России, команда избрала судовой комитет и на грот-мачте "Варяга" был поднят красный флаг. Однако по распоряжению из Петрограда на крейсере была оставлена небольшая охрана, а команда разделена на две группы, одна из которых отправлена в Россию, а другая в Америку для приемки купленных судов. Англичане в декабре 1917 г. арестовали охрану русских моряков и захватили крейсер. На запрос молодой Советской республики английские власти объявили, что крейсер "Варяг" затонул в Ирландском море, будучи торпедирован немецкой подводной лодкой. Однако это не соответствовало действительности. Крейсер был присвоен англичанами и продан на слом в Германию, но вблизи шотландского побережья сел на камни. Попытки снять его с камней не увенчались успехом, и только в 1925 г. крейсер был разрезан на лом.

Так закончилась история легендарного корабля, но не умерла его слава, и имя по традиции перешло к гвардейскому ракетному крейсеру "Варяг".

18 ТЫСЯЧ ОГНЕННЫХ МИЛЬ "КРАСНОГО КАВКАЗА"

В этот тихий и теплый субботний вечер 21 июня 1941 г. в Севастополе стояла эскадра, отдыхавшая после общефлотских учений. Экипажи кораблей готовились к заслуженному воскресному отдыху. Часть личного состава уже была на берегу. Ничто не предвещало, что этот вечер был последним мирным вечером, что завтра начнется война, которая принесет разрушения многим городам страны и особенно жестокие Севастополю.

Крейсер "Красный Кавказ" стоял на своем постоянном (штатном) мосте рейда Севастополя. На фоне заходящего солнца особенно красиво выглядели стремительные обводы его корпуса, многочисленные надстройки, тренога фок-мачты и чуть ниже ее грот-мачта, между которыми были расположены две трубы. Грозная артиллерия судна как бы подчеркивала его неизменную готовность к стремительному броску и сокрушительному удару.

В историческом формуляре корабля записано: крейсер 1 ранга "Адмирал Лазарев" заложен 31 октября 1913 г. в городе Николаеве на заводе "Рассуд". Первая мировая война помешала запланированному строительству кораблей такого типа. После Октябрьской революции в тяжелые времена разрухи и нехватки металла два



58

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2019
след.