ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


РУССКОМУ МОРЕ ИСКОННО БЛИЗКО

Морские походы периода Киевской Руси — это торговые походы. На протяжении всего Х в. военные действия славян на море заняли в общей сложности не более 9—10 лет. Да и браться за оружие наших предков заставляли лишь вероломные нападения византийских рабовладельцев и нашествия орд диких кочевников,

Походы киевских князей Олега и Игоря на Византию способствовали тому, что долгие годы русские купцы вели беспошлинную торговлю со странами Востока.

Северную часть пути «из варяг в греки» использовали новгородские мореплаватели для выхода в Балтийское море (Волхов — Ладожское озеро — Нева), и вот уже остров Котлин в Финском заливе — стоянка русских лоцманов. Дальше путь новгородцев лежал в Колывань (ныне Таллин), где суда оснащали для длительного перехода морем в Финляндию, Швецию, немецкие и датские владения.

Новгородцы плавали на судах, построенных из досок. В отличие от «набойных лодий» их называли «морскими» или «заморскими».

Датские и шведские правители ожесточенно сопротивлялись бурному развитию мореплавания славян. И новгородским князьям приходилось собирать свои дружины на борьбу за равноправное владение Балтийским морем. В 1187 г. после нападения шведов на их город новгородцы ответили морскими походами к берегам Швеции и Финляндии.

Четыре столетия (с IX по XII вв. включительно) суда русских мореплавателей бороздили воды Балтийского и Черного морей.

Распад Киевского государства и последовавший затем период феодальной раздробленности разобщили силы русских. Около трехсот лет мореходство на Руси почти не развивалось и только после разгрома шведского флота Петром I Россия снова получила выход к. морям и стала строить свой флот. Поэтому рождение русского военного флота связывается с именем Петра I, а его ботик, на котором он плавал по реке Яузе, считается дедушкой русского флота.

Петру I для торговли и охраны морских рубежей страны нужен был сильный флот, способный вести борьбу с могущественным противником, каким в то время была Швеция. Для этого нужны были свои кораблестроители и штурманы, артиллеристы и фортификаторы. Петр посылает за границу 70 молодых людей учиться новым для. России наукам. Жадно учится и сам: плотничает и строит корабли в Голландии, изучает артиллерийское дело в Бранденбурге и кораблестроение в Англии.

Эти усилия вскоре принесли свои плоды. У входа в реку Неву 16 мая 1703 г. была заложена земляная крепость, названная Петропавловской, а город и порт — Санкт-Петербургом. Несколько раньше Петр, предвидя скорый выход к морю, строит на реке Сяси верфь, где закладывает шесть фрегатов. На Ладоге и Свири также созда-



11

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2019
след.