ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.Б. Лобач-Жученко.    Основные элементы кораблей и судов


____________________________________________________________________





ВВЕДЕНИЕ



Русское кораблестроение, как и мореплавание, берет свое начало в глубокой древности.

Наши предки не только плавали по рекам и озерам, но и выходили на своих судах — ладьях, стругах, челнах, «чайках» и кораблях — далеко в открытое море.

Более тысячи лет назад славяне совершали неоднократные походы на Константинополь — столицу могущественной в те времена Византии. Первый большой морской поход в Византию был совершен дружинниками князя Аскольда в 867 г. на двухстах судах и второй поход — дружинниками князя Олега в 907 г. в составе двух тысяч боевых ладей.

Большой интерес представляют собой походы казаков по Черному морю в XVI и XVII вв., а также их флот, строившийся для этой цели в Запорожской Сечи. По свидетельству современников, основанием челна являлось цельное днище, выдолбленное из ствола липового или ивового дерева с длиной основания 13,7 м при наибольшей длине, учитывающей носовые и кормовые свесы, 18,3 м. «Чайки» (так назывались казацкие челны) имели ряд поперечных переборок при высоте борта до 3,96 м. Артиллерийское вооружение «чаек» составляли фальконеты числом до четырех—шести, в современном понятии соответствующие 50-мм калибру пушки при длине калибра 30.

Смелые нападения на берега Турции, в том числе на Варну, Очаков, Перекоп, Кафу (ныне Феодосию), Синоп и Трапезунд, совершались обычно флотилиями до ста челнов в соединении, несмотря на наличие у турок сильного по тем временам морского флота. На рис. 1 в одном масштабе изображены: в центре казацкая «чайка», слева турецкая галера длиной 40 м и справа турецкий корабль длиной 36 м.

Один из боевых эпизодов, рисующих доблесть и мужество запорожцев на море, красочно описан в повести «Тарас Бульба» великого русского писателя Н. В. Гоголя:



3

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2010
след.