ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Эльштейн П.   Конструктору моделей ракет 7- 11с.

Предисловие редакторов перевода

Ракетно-космический моделизм в Советском Союзе за последние 10—15 лет получил большое распространение. Этим видом спорта и технического творчества сегодня увлекаются десятки тысяч любителей. И неудивительно. Ведь наша страна—родина первого искусственного спутника Земли и первых автоматических межпланетных станций, направленных к другим планетам. Автоматический космический аппарат, впервые сфотографировавший обратную сторону нашей ближайшей космической соседки—Луны, тоже был советский. Наши ученые с помощью автоматических разведчиков Вселенной получили панорамные снимки ландшафтов Луны и Венеры. Наверняка останутся в памяти поколений как одни из величайших достижений человеческого гения рейс «Луны-16» за образцами лунного грунта и путешествие автоматической самоходной лаборатории «Луноход-1».

Дорогу в космос также проложил наш соотечественник— Юрий Алексеевич Гагарин, который на корабле «Восток» совершил триумфальный полет, потрясший весь мир. В его подвиге воплотилась богатырская сила советского народа — героического рабочего класса, талантливых ученых, инженеров и техников нашей страны. Первым человеком, который вышел в открытое космическое пространство, тоже был советский человек— Алексей Архипович Леонов. Валентина Владимировна Терешкова своим полетом в космос доказала, что советским женщинам, как и мужчинам, по плечу любые задачи космоплавания.

Созданные в нашей стране многоместные космические корабли «Восход» и «Союз», а затем и космические лаборатории типа «Салют» необычайно расширили возможности деятельности челоиска в космосе. К настоящему времени в космосе побывало более 40 советских космонавтов.

И сегодня многие ребята мечтают о полетах к другим планетам, к далеким звездным мирам, мечтают стать конструкторами ракетно-космических систем и межпланетных станций. Ракетно-космический моделизм способствует этому. В Советском Союзе большую работу по популяризации и развитию этого вида технического творчества проводят соответствующие кружки и лаборатории на станциях и в клубах юных техников, Дворцах и Домах пионеров и школьников. Занимаясь в них, ребята получают необходимые технические навыки; их мечта о космосе перерастает и увлеченность, а увлеченность определяет выбор профессии.

Поэтому инициатива издательства «Мир», решившего выпустить в переводе книгу «Конструктору моделей ракет» польского автора П. Эльштейна, заслуживает всяческих похвал, тем более что литературы подобного рода у нас в стране издано не так уж много. У себя на родине П. Эльштейн известен как автор многочисленных публикаций по ракетомоделизму. В предлагаемой советскому читателю книге П. Эльштейн в увлекательной и доступной форме знакомит читателя с основами аэродинамики и баллистики, химии топлив и электротехники, завершая изложение описанием сложных ракетно-космических моделей и способов их изготовления. В Польше эта книга пользуется большой популярностью и выдержала уже три издания.

В начале своей книги П. Эльштейн подробно излагает историю ракетомоделизма в Польской Народной Республике. Поскольку перевод книги адресован советскому читателю, уместно коротко напомнить об основных вехах развития ракетомодельного спорта и моделизма в СССР.

Первое сообщение в советской печати об отечественной модели с пороховой ракетой (так тогда называли твердотопливный ракетомодельный двигатель) относится к 1924 г. В нем говорится, что авиамодель самолета с пороховой ракетой в качестве двигателя, сконструированная А. Д. Туркестановым из Тбилиси, пролетела 32 метра.

Пионерами массового ракетного моделизма и инициаторами проведения соревнований юных ракетостроителей у нас в стране являются школьники Краснодара и Подмосковья. Краснодарские энтузиасты Е. Букш и др. еще до Великой Отечественной войны вели работы по созданию моделей самолетов с ракетными двигателями. Поэтому не случайно вскоре после сообщения в 1957 г. о том, что в нашей стране успешно испытаны баллистические ракеты, именно они первыми начали строить и запускать модели ракет. Уже в зимние январские каникулы 1958 г. в Краснодаре на берегу Кубани стартовала трехступенчатая ракета со «спутником»— целлулоидным шариком—на борту, который был выброшен в полете и приземлился на парашюте.

В Московской области первыми начали серьезную работу над моделями ракет юные техники г. Костино под руководством Н. Калинкина и П. Горелова. В марте 1959 г. ребята Костинской станции юных техников запустили модель трехступенчатой ракеты, которую назвали «СП-1» («Спутник пионера—первый»).

Новые достижения нашей страны в освоении космического пространства будоражили воображение ребят, вызывали повышенный интерес к космическим проблемам. Юные техники во многих уголках нашей Родины стали самостоятельно строить модели ракет.

Одним из энтузиастов и пропагандистов ракетного моделизма в нашей стране является директор Московской областной станции юных техников Н. Н. Уколов. Это по его инициативе МособлСЮТ совместно с Центральной станцией юных техников РСФСР в октябре 1961 г. провела первый семинар внешкольных работников по вопросам ракетного моделизма и обсуждение проекта положения о соревнованиях моделей ракет.

Первые официальные соревнования пионеров и школьников по ракетному моделизму состоялись 5 января 1962 г. в Коломне. А накануне Дня космонавтики—8 апреля 1962 г.—Московская областная станция юных техников успешно провела первые областные соревнования ракетомоделистов, в которых приняло участие 45 команд городов и районов. С тех пор соревнования ракетомоделистов Подмосковья регулярно проводятся из года в год.

В 1963 г. соревнования по ракетному моделизму прошли уже во многих городах: Москве, Харькове, Перми, Кишиневе, Симферополе, Оренбурге, Иванове, Ярославле, Ульяновске, Петрозаводске, Львове, Кировограде, Чите, Н. Тагиле, Бийске, Гусь-Хрустальном, а также в Латвийской ССР. Такое повсеместное увлечение ребят постройкой ракет позволило в следующем, 1964 г. в Артеке впервые провести Всесоюзные соревнования пионеров по ракетомодельному спорту.

Для популяризации этого вида спорта и расширения технических знаний в области ракетной техники среди молодежи, а также обмена опытом конструирования моделей ракет по инициативе ЦК ВЛКСМ и журнала «Моделист-конструктор» с 1968 по 1971 г. проводились Всесоюзные соревнования ракетомоделистов-школьников.

Первые такие соревнования состоялись на Черниговщине— родине талантливого изобретателя, автора первого проекта ракетного летательного аппарата для полета человека Н. И. Кибальчича, вторые—в Калуге, на родине основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского, третьи — в Житомире, на родине выдающегося ученого и конструктора ракетно-космических систем С. П. Королева, четвертые—на Смоленщине, давшей миру первого космонавта Ю. А. Гагарина.

Команде-победительнице вручался переходящий приз имени первого летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина, а победителю в соревнованиях моделей-копий— переходящий приз имени летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза В. М. Комарова.

Первые соревнования по ракетомодельному спорту в СССР среди взрослых спортсменов (Московские областные) были проведены в феврале 1971 г. на Тушинском аэродроме столицы.

Учитывая интерес к ракетомоделизму у нас в стране, в феврале 1975 г. при Федерации авиамодельного спорта СССР на общественных началах был создан Комитет ракетного моделизма. За прошедшие годы Комитетом совместно с Центральным спортивно-техническим клубом авиационного моделизма ДОСААФ СССР подготовлены Правила проведения соревнований в СССР, разработано Положение о соревнованиях, составлены Программы подготовки судей и инструкторов.

С 1971 г. по инициативе журнала ЦК ВЛКСМ «Моделист- конструктор» проводится Всесоюзный конкурс «Космос». Цель его — пропаганда достижений советской ракетно-космической техники, привлечение к космическому моделизму широких кругов пионеров и школьников. Финал конкурса, который проходит в Москве в период весенних школьных каникул, собирает юных техников почти со всех концов нашей страны. Ежегодно на суд жюри предлагается более ста моделей и макетов различных объектов космической техники, в изготовлении которых участвуют тысячи пионеров и школьников.

Из лучших работ, отобранных жюри, в павильоне «Юные натуралисты и техники» ВДНХ СССР организуется выставка. Уже стало доброй традицией, что ежегодно 12 апреля в День космонавтики сюда приходят наши космонавты. Они внимательно осматривают экспозицию, знакомятся с «главными конструкторами» подчас фантастических машин и оставляют в книге отзывов свое напутствие юным техникам.

Итоги конкурсов «Космос» впечатляющи: сотни юных конструкторов награждены медалями ВДНХ СССР, дипломами, грамотами и медалями международных выставок в Болгарии, ГДР, США, Японии, ФРГ, Голландии, Канаде, Индии. Но главное в том, что для этих ребят открылся многообразный и увлекательный мир науки и техники.

Недавно человечество отметило двадцатилетие космической эры. Космонавтика за эти годы развивалась стремительными темпами. Сравните данные первого искусственного спутника Земли и космической станции «Салют»: масса соответственно около 84 кг и почти 19 т, диаметр около 60 см и свыше 4 м. Сделано много научных открытий, проведены обширные программы исследований и экспериментов, получены новые данные о космосе и планетах Солнечной системы, а полеты спутников и орбитальных станций в околоземном пространстве становятся могучим рычагом технического и экономического прогресса человечества.

Бурно развивался и ракетомодельный спорт. Если в период зарождения ракетомоделизма (1962 г.) существовало только два класса моделей, то сейчас кодексом ФАИ предусмотрено 27 классов (в СССР—26), которые объединены в 8 категорий. Соответственно этому расширились потребности в различных двигателях для моделей ракет. У нас в стране их выпускается 17 типов (см. приложение).

Одним из новых сложных классов, утвержденных последним кодексом ФАИ, является класс моделей-копий, которые всегда привлекают массу зрителей. Спортсмены в этом классе соревнуются не только на копийность и высоту, но и на реализм полета (точность выполнения моделью старта, взлета, разделения ступеней и других функций по сравнению с ракетой-прототипом).

Выросли и результаты. Так, если три-четыре года тому назад мировой рекорд высоты полета модели ракеты был равен 807,5 м, то сегодня—1208,8 м. Лучший результат по продолжительности полета ракетопланов в 1974 г. составлял 10 мин 03 с. Мировой рекорд, установленный в 1977 г., теперь равен 1 ч 8 мин 52 с.

Учитывая быстрый прогресс ракетно-космического моделизма и то, что книга адресуется советскому читателю, мы, с любезного согласия автора, внесли в текст некоторые уточнения, а в отдельных случаях дополнили его новыми сведениями.

Так, в гл. I приведена таблица с новыми рекордами мира (по состоянию на 1977 г.) для моделей ракет в новой классификации ФАИ, В гл. IX даны новые международные правила соревнований по моделям ракет в соответствии с последним кодексом ФАИ 1975 г. В связи с тем что этим кодексом значительно увеличено число классов моделей ракет, гл. Х дополнена приложением, в котором вниманию читателя предлагаются наиболее характерные для новых классов модели—победители многих последних соревнований по ракетомодельному спорту. Там же приведены разрядные нормативы по ракетомодельному спорту в СССР и данные всех типов модельных ракетных двигателей, выпускаемых промышленностью СССР.

Надеемся, что книга П. Эльштейна доставит радость всем любителям конструирования моделей ракет и космических аппаратов, а также окажет практическую помощь руководителям ракетомодельных кружков и лабораторий.

В. Рожков,
мастер спорта СССР,
В. Холодный

OCR: MasterRU
пред.
ReSim Laboratory   2004-2007
след.