ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Предлагаем тебе построить еще одну - резиномоторную модель самолета. У нее, в отличие от планера, есть воздушный винт, вращаемый резиновым двигателем. Всего 38-45 секунд надо работать винту, чтобы модель поднялась на высоту 50-70 м. При вращении винт отбрасывает воздух назад и создает силу тяги, движущую модель вперед.
       Изготовление модели начни с фюзеляжа. Его силовую трубку (где расположен резиномотор) склей из 3-4 слоев плотной бумаги на стапеле - болванке диаметром 30-35 мм. Хвостовую балку собери из сосновых реечек сечением 3x3 мм.
       Как сделать крыло и стабилизатор, ты уже знаешь. Стойки крепления крыла и вал винта выгни из стальной проволоки, например, из старой велосипедной спицы. Взгляни на чертеж (внизу страницы) и ты увидишь конструкцию крепления винта.
       Лопасти воздушного винта изготовь из липы или другого легкого дерева. Сначала выстругай дощечку размером 40x20x240 мм, затем по шаблонам разметь ее, выпили лобзиком и обработай напильником. Начиная с правого края заготовки обстругай лопасти, срезая понемногу лишнюю часть бруска; старайся на передней стороне придать лопастям выпуклый профиль, в заднюю часть сделать слегка вогнутой. После обработки ножом обтачивай рашпилем, напильником и шкуркой до тех пор, пока толщина около ступицы винта будет равна 7-8 мм, а к концам постепенно уменьшится до 2,5 мм.

Беседа 12. ПОБОЛЬШЕ УПОРСТВА И ТРУДОЛЮБИЯ

       Готовые лопасти у комля обшей фанерой, оклей длинноволокнистой бумагой и установи на колена вала. Теперь отбалансируй винт и проверь, нет ли биения. Важно, чтобы лопасти имели одинаковый установочный угол, закрутку и выпуклость (профиль).
       Об окраске модели. Фюзеляж оклей синей длинноволокнистой бумагой, центральную часть крыла - желтой, концы - красной. Всю поверхность модели 2-3 раза покрой жидким эмалитом.
       Наш резиномотор, смазанный касторовым маслом, должен иметь длину 550 мм и весить 40 г. Чтобы он работал долго и хорошо, его надо предварительно "обкатать" - обработать. Для этого накрути его на 50 оборотов (с последующей раскруткой), затем на 100, 200. 300 и 400 оборотов (с предварительной вытяжкой). На старте можешь накручивать на 420-450 оборотов.
       Сначала запускай модель в тихую погоду. Отрегулируй ее на планирование таким же методом, как регулировал маленький планер. Затем закрути резиномотор (удобнее это делать дрелью с отношением передаточного числа 1:2) на 50-80 оборотов и легким толчком выпусти ее горизонтально.
       Если модель летит плавно, постепенно увеличивай завод.
       Может случиться, что модель разворачивается со снижением в левую сторону и тем сильнее, чем больше завод резиномотора. Это можно устранить, сместив ось винта и отклонив руль поворота вправо на 2-3°. Если же модель, пролетев некоторое расстояние, поднимает нос и падает, значит, тяга винта направлена вверх. Наклони ось винта вниз.
       Бывает и так: модель летит нормально, но не набирает большой высоты. Значит, слаб резиномотор или велик угол установки лопастей. Перемотай резиномотор на более короткий в первом случае и больше закрути (над электроплиткой) лопасти винта во втором. Помни: после каждой грубой посадки ось винта может гнуться. Поэтому все время проверяй, в одной ли плоскости вращаются лопасти. Резину храни в темном прохладном месте.
       Правильно изготовленная и хорошо отрегулированная модель летит вверх правой спиралью и планирует правыми кругами. Если этого трудно будет достигнуть, добивайся планирования с левым разворотом. Тогда руль поворота отогни влево на 2-4°, а ось винта смести вправо еще на 1-2°.


*    *
  *

       Юный друг!
       Итак, мы опубликовали 12 бесед "Школы юных авиамоделистов". Нынешняя - последняя. Если наши беседы помогли тебе и твоим сверстникам увлечься новым занятием - мы будем считать, что в основном выполнили свою задачу.
       Конечно, ты сделал только первые шаги. Впереди - работа и работа над новыми моделями, творческие поиски, радость побед и горечь неудач на соревнованиях... Накапливать опыт ты сможешь в кружке школы или станции юных техников, в спортивной секции авиаспортклуба. Твой первый советчик - твой инструктор или тренер. Помогут тебе и "Крылья Родины". Внимательно следи за каждым номером журнала. В помощь тебе, кружковцу, юному авиаконструктору, мы опубликуем чертежи моделей различных классов. Подробно, например, расскажем о микросамолете, оснащенном поршневым двигателем, о маленьких ракетах и вертолетах, о наших отечественных самолетах, по чертежам которых ты сможешь построить модели-копии этих машин. Думается, что тебя заинтересуют и чертежи лучших летающих моделей самолетов, планеров и ракет наших чемпионов, а также модели юных чемпионов, завоевавших победу на всесоюзных состязаниях школьников.
       Теперь несколько советов. Будь аккуратным. Не спеши, не хватайся то за одно дело, то за другое. Успех завоевывает тот, кто борется за него, кто больше работает и меньше оглядывается по сторонам. Даже за один год можно сделать очень многое.
       Наблюдая за полетом своей модели, обязательно анализируй все явления, которые его сопровождают. Это поможет тебе определить причины различного поведения модели в воздухе, самому найти недостатки в ее конструкции, отделке и регулировке. Конечно, тех знаний, которые ты получил в нашей заочной школе юных авиамоделистов, для этого может оказаться мало. Поэтому их надо постоянно расширять, читать техническую литературу об авиамоделизме, в частности специальные приложения в нашем журнале.
       Чтобы каждая модель, которую ты будешь делать, была лучше предыдущей, надо постепенно, шаг за шагом изучать законы аэродинамики, основы теории полета и устойчивости летательных аппаратов тяжелее воздуха. Ведь твоя модель - тоже летательный аппарат тяжелее воздуха и во многом подчиняется законам "большой авиации".
       Желаем тебе, наш юный друг, активности, смелости, творчества, дерзаний и, главное, - побольше упорства и трудолюбия!


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 12, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014