ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Сегодня на очереди новая модель - маленький планер. Построй его! Наша модель - это моноплан, прямоугольное крыло которого имеет отогнутые кверху концы или, как их называют, "уши". Площадь крыла-28,8 дм2, размах - 1600 мм, ширина - 180 мм.
       Конструкция простая: две кромки, передний и задний лонжероны несут на себе 16 нервюр и столько же полунервюр. Крыло неразъемное, к фезеляжу оно крепится резиновыми лентами. Стабилизатор также неразъемный. По конструкции сходен в основном с крылом. Фюзеляж модели представляет собой "балку", несущую спереди кабину, а сзади киль и стабилизатор. Киль крепится наглухо, стабилизатор - съемный.
       Дадим тебе несколько советов: не обязательно чертить в натуру все части. Вывели фюзеляж, крыло и стабилизатор, а как собирать модель, ты уже знаешь. Кроме рабочих чертежей крупных частей, придется вычертить несколько более мелких.
       Самая простая деталь - фюзеляж. С него и начнем. Его хвостовая балка склеена из двух сосновых боковых панелей, расположенных вертикально, а между ними вклеены деревянные призмы.
       Отстругав из сосны две пластины размером 1000x20x1,5 мм (здесь первая цифра - длина, вторая - ширина, третья - толщина), разметь на одной из них положение деревянных призм. Убедившись, что панели абсолютно ровные и плоские, приклей к ним сначала призмы 7 и 5 (рис, 1). Положи сверху груз (книгу) и дай клею как следует высохнуть.

Беседа 10. ПОСТРОЙ ПЛАНЕР!

       А пока займись кабиной. Для нее также можно использовать сосну, но лучше взять дощечку из липы размером 305x80x15 мм. На ней, пользуясь рис. 2, вычерти боковые контуры кабины и выпили ее лобзиком. Сделав это, сними груз с хвостовой балки, проверь, высох ли клей. В передний просвет между панелями балки сравнительно свободно должен проходить задний выступ кабины. На рис. 2 эта часть кабины заштрихована. Если она проходит с трудом, подшлифуй ее шкуркой, а на свободно "болтающийся" выступ наклей тонкий лист бумаги. Только после этого вклей выступ в хвостовую балку и снова наложи груз.
       Далее одну за другой оставшиеся призмы наклей в таком порядке: 1, 5, 4, 3 и 2. Проверь, как показано на рис. 3, чтобы балка была жесткой. Если окажется, что она недостаточно жесткая на изгиб в горизонтальном направлении, наклей влажную бумагу (рис. 3). Кабину по форме надо сделать похожей на настоящую; закругли ее края, нарисуй фонарь, а также пилота, сидящего в кабине.
       Киль выполняется из бамбуковой палочки сечением 2х х3 мм. Выгнув ее по чертежу, вклей дужку в пропилы призм 3 и 2. Небольшой руль направления выстругай из липовой дощечки и на двух петлях прикрепи к килю. После этого с двух сторон обтяни киль бумагой.
       Наиболее сложная часть - крыло. Оно прямоугольной формы. Благодаря этому все 16 нервюр и 16 полунервюр одинаковы и их надо изготовить по одному шаблону (выкройке). Общий вид модели ты, конечно, сделал, на нем пометь очертания и размеры полунервюры, совпадающие по форме с нервюрами. Перенеся эти контуры на 1,5-2 мм фанеру, изготовь рабочий шаблон. Затем, вырезав из 1 мм фанеры 18 (с запасом) прямоугольников 180х25 мм, уложи их в "пакет" вместе с шаблоном (рис. 4) и сбей тонкими гвоздиками. Обработай "пакет" так, чтобы получилось 18 совершенно одинаковых нервюр. Особенно тщательно сделай пропилы для лонжеронов и передней кромки. Закончив работу, разбери "пакет" и, сверяя с шаблоном, еще раз проверь точность изготовления каждой нервюры. Так же изготовляются и полунервюры.
       На очереди - лонжероны. Они будут с изломами, так как центральная часть неразъемного крыла плоская и кверху отогнуты "уши". Заготовив заранее рейки из сосны сечением 8х6 мм для переднего лонжерона и 4х3 мм для заднего, собери их, приклеив к концам лонжеронов центральной части (рис. 5) лонжероны "ушей".
       Сборку крыла начни после того, как проверишь правильность склейки лонжеронов по виду спереди.
       Собирай крыло на ровной поверхности стола, доски, положив его чертеж в виде сверху. На него прежде всего поставь лонжероны, надев нервюры 8 и 3, приклей их каплями клея и дай высохнуть. Убедившись, что они правильно оклеены, поставь и приклей все остальные нервюры (рис. 6). Задняя кромка имеет в сечении форму треугольника (рис. 7). Хвостики нервюр входят в нее на 5 мм, для чего в кромке делаются пропилы. Чтобы несколько облегчить крыло, можно срезать неработающую его часть на глубину 4-5 мм, как показано пунктиром на рис. 7.
       Пользуясь общим видом, выпили из 1,5 мм фанеры законцовки крыла. Передние и задние кромки "ушей" длиной около 220 мм приклей к кромке центральной части крыла. Способ соединения такой же, как и для основной части крыла. Законцовки ставятся в последнюю очередь и приматываются к срезанным "на ус" кромкам. Нитки бери тонкие, лучше всего шелковые: предварительно смажь их клеем и укладывай, натягивая возможно туже. Крыло готово.
       Стабилизатор покажется тебе простым, и во всяком случае ты легко разберешься сам.
       Крыло и стабилизатор к фюзеляжу крепятся резиновыми нитями, натянутыми крестообразно. Такое крепление не только легкое, но и спасает крыло и стабилизатор от разрушения при ударах.
       Конечно, тебе хочется готовую модель сразу раскрасить. Не спеши. При окраске легко покоробить модель. Испытай ее сначала в полете, а когда убедишься, что она летает хорошо, осторожно покрась.
       О том, как регулировать модель, мы уже тебе рассказывали. И некоторый опыт постройки маленьких планеров ты тоже имеешь.
       Желаем успехов!


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 10, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014