ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Мы обещали в очередной беседе рассказать, как построить более сложную модель. Некоторый опыт ты ведь уже накопил.
       Теперь взгляни на чертеж внизу страницы. Это - чертеж модели планера А-2 "Сокол". "Сокол" принес победу и звание чемпиона Азербайджана своему юному авиаконструктору В. Кондратьеву.
       Построй и ты эту модель. Заметим, что "Сокол" устойчиво затягивается на леере, легко попадает и удерживается в термических потоках воздуха, хорошо использует для парения порывы ветра. Он оборудован автоматом принудительной посадки. Маленький планер - разъемной конструкции; в разобранном виде укладывается в пакет размером 1150х300 мм, сшитый из плотной оберточной бумаги.
       Итак, за работу. Начерти рабочий чертеж модели и из плотного картона заготовь шаблоны носовой части фюзеляжа, нервюр крыла и стабилизатора. Носик фюзеляжа лобзиком выпили из дощечки и наклей на него реечки длиной 650 мм и сечением 10х3 мм, они образуют хвостовую балку (см. чертеж). Между реек вставь распорки. Ты получишь каркас балки, с двух сторон обшей его фанерными пластинами, вырезанными по боковому контуру фюзеляжа.
       Не забудь: до того, как приклеишь пластины, загрузи камеру № 2 балластом весом 100 г.
       Чтобы укрепить крыло на клею, прибей нервюры из 4-6 мм фанеры, просверли в них отверстия диаметром 2 мм и плотно вбей в них штыри из сталь

Беседа 9. В ПОЛЕТ, "СОКОЛ"!

ной проволоки. На стекле склей киль из нарезанных липовых реек сечением 5х2 мм. Когда просохнет клей, аккуратно срежь его лезвием безопасной бритвы, закругли грани кромок и приклей, врезал кромками в балку.
       Руль поворота вырежь из 1 мм фанеры, приклей к нему ограничитель отклонения и укрепи шарнирно на киле. Леской с колечком соедини руль с буксировочным крючком. Затем привяжи резину, отклоняющую руль.
       В момент затяжки планера, при натянутом леере, когда колечко находится на буксировочном крючке, руль поворота установи нейтрально, Модель будет набирать высоту прямо. Когда же леер спадет, резинка оттянет руль поворота в сторону на 5-6°, и модель полетит кругами. Полет кругами нужен для того, чтобы планер дольше парил, используя восходящие потоки воздуха и горизонтальные порывы ветра.
       Теперь о стабилизаторе и крыле.
       Стабилизатор собирай так. Заготовь кромки, лонжерон, законцовки и нервюры. Вырезанные нервюры двумя гвоздиками сбей в пачку, обработай их, пропили надфилем или лобзиком вырезы для передней кромки и полок лонжерона. Кромки и законцовки приклей в нескольких местах к стеклу, положенному на чертеж. Затем установи нервюры и на клею вставь в их вырезы верхнюю полку лонжерона. Через некоторое время отклей (срежь) полученный каркас, установи нижнюю полку лонжерона и крючок для крепления.
       Крыло состоит из двух отъемных частей-консолей, которые крепятся к фюзеляжу стальными штырями.
       Вначале собери центроплан. Для этого вырежь 22 шпоновых и 8 фанерных нервюр; концевые нервюры (12 шт.) изготовь попарно. В фанерных нервюрах просверли отверстия, в которые будут входить штыри крепления крыла.
       На чертеже булавками укрепи кромки, нервюры и вклей верхнюю полку лонжерона. Когда клей просохнет, сними крыло и вставь нижние полки. Во время сборки "ушей" (законцовок) крыла проверь их сходство. Готовые "ушки" укрепи с центропланом и разрежь крыло пополам. Надень консоли на штыри фюзеляжа и проверь правильность установки крыла. Обе половинки должны иметь одинаковые установочные углы и при виде сверху находиться под прямым углом к фюзеляжу.
       Пришла очередь начать обтяжку модели.
       Перед обтяжкой проверь, нет ли перекосов, изгибов и не нарушена ли симметричность модели при виде сверху и спереди.
       Обтяни модель цветной длинноволокнистой, папиросной или цветочной бумагой и покрой 2-3 раза жидким эмалитом или лаком. После каждого покрытия крыло и стабилизатор закрепи на ровной поверхности (до полного просыхания и натяжения обтяжки).
       Как регулировать модель, ты уже знаешь из предыдущих бесед. Мы ограничимся несколькими советами. Собери модель и проверь правильность изготовления, сборки и крепления всех узлов. Сначала запускай ее в тихую погоду. Отрегулировать модель - это значит прежде всего правильно подобрать установочные углы несущих поверхностей с учетом расположения центра тяжести. У нашей модели центр тяжести должен находиться посредине крыла, угол установки крыла 3°, стабилизатора - 0°. Центр тяжести подгони, загружая дробью камеру № 1.
       Углы установок несущих поверхностей проверь, приложив к нижнему контуру их нервюр длинную линейку или ровную планку. Важно, чтобы крыло и стабилизатор не имели перекосов.
       Если модель все же зависает или пикирует, слегка опусти заднюю кромку стабилизатора в первом случае и подними - во втором случае. Если это не помогает, при кабрировании - загрузи нос, при пикировании - разгрузи.
       Ты достигнешь наибольшей продолжительности полета в тихую погоду, если отрегулируешь планер так, чтобы он летал на угле атаки крыла, близком к критическому, а в ветер - на наивыгоднейшем угле.
       Запуски модели лучше производить в тихих условиях - рано утром или вечером, затягивая на одну и ту же высоту и сравнивая по секундомеру время каждого полета. С увеличением ветра, чтобы модель не "сыпалась", загрузи немного нос, а с повышением температуры - слегка опусти заднюю кромку стабилизатора и загрузи нос...
       Если модель, освободившись от леера, с отклоненным рулем поворота не летит по кругу или делает это "нехотя", отклони руль поворота в противоположную сторону. Для этого переделай ограничитель отклонения руля и переставь резинку и шнур с колечком.
       При запусках не забывай включать автомат принудительной посадки.
       Отрегулировав модель, старайся чаще запускать ее в ветер и тихую погоду, в жару и холод. Леером может служить леска диаметром 0,2-0,5 мм. Чтобы не потерять леер после отцепки модели, планку для его сматывания воткни в землю флажком вверх (см. чертеж).
       И, наконец, сообщим тебе данные модели: площадь крыла - 28,6 дм2; площадь стабилизатора - 5,3 дм2. Общая несущая площадь - 33,9 дм2. Фюзеляж с килем весит 195 г; балласт-100 г, крыло - 175 г, стабилизатор - 20 г. Полетный вес - 480 г.
       Успехов тебе, наш юный друг!


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 9, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014