ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Итак, мы с тобой уже построили резиномоторную модель. Теперь выясним, как же возникает необходимая для ее полета сила тяги? Проделаем такой опыт.
       Возьми узкую полоску жести длиной 120-160 мм и шириной 15-20 мм. Точно посредине шилом проколи отверстие, поставь в него стальную ось и запаяй. Попробуй теперь скрутить полоску, как показано на рис. 1, и ты получишь простейший винт или, как его раньше называли, пропеллер. Лопасти винта имеют некоторый угол установки у . Если такой винт вращать по стрелке, то этот угол окажется углом атаки (вспомни вторую беседу), а лопасть - небольшим крылышком, "бегающим" по кругу. На лопасти возникают две силы: одна из них - параллельная оси вращения. Это и есть тяга Рл. Другая - параллельная плоскости вращения - тормозящая сила QT.
       Сила тяги, в зависимости от направления вращения, может действовать вперед или назад, а величина ее зависит от диаметра винта, ширины его лопастей, угла установки, числа оборотов и т. п.

Беседа 7. ПРОПЕЛЛЕР, ГРОМЧЕ ПЕСНЮ ПОЙ!

       Обрати внимание: в полете, благодаря тому, что воздух набегает на винт со скоростью V (рис. 2), угол атаки становится меньше, чем угол y. Причем чем больше скорость при одном y , тем меньше угол атаки. Почему же так? Оказывается, винт участвует сразу в двух движениях - он перемещается со скоростью V и "бегает" по кругу с окружной скоростью И. Сложив обе скорости геометрически (по правилу параллелограмма), мы получим полную скорость воздуха по отношению к лопасти W и ее направление. Угол между W и лопастью и есть угол атаки. Ты видишь, что он меньше y.
       Отсюда вывод: винты тихоходных моделей должны иметь малые углы установки, а скоростных - большие.
       Винт, вращаясь, встречает сопротивление вращению со стороны воздуха в виде тормозящей силы. Задача резиномотора (или другого двигателя) и состоит в том, чтобы преодолеть (уравновесить) это сопротивление.
       А сейчас вернемся к модели: ведь ее надо выпустить в воздух! Первое, что ты должен сделать перед запуском, - это проверить положение центра тяжести (напомним: он должен находиться на расстоянии 110 мм от задней кромки). Осмотри тщательно модель: под влиянием клея и натяжения высыхающей бумаги крыло и киль могут деформироваться. Небольшие искривления надо исправить, выгибая осторожно эти части. При больших же деформациях сними обтяжку, выправь все выгибы и затем вновь обтяни части модели, лучше сухой бумагой.
       Первые полеты модель совершает как планер. Первое планирование короткое - всего 3-5 метров. Постепенно увеличивай дальность планирования, устраняя, как мы тебе рассказывали в пятой беседе, недочеты.
       Затем переходи к моторным полетам. Вращающийся винт стремится накренить модель в сторону, обратную вращению винта. Убедись в этом: подвесь модель на нитке (рис. 3) с заведенным резиномотором. Если ты опустишь винт, он начнет вращаться. Но одновременно, правда, гораздо медленнее, в обратную сторону будет крениться модель.
       Чтобы этого не было в полете, один из элеронов отклони сильнее, чем отклонен другой. Если, глядя сзади, винт вращается по часовой стрелке (рис. 4), то модель кренится на левое крыло, у которого угол отклонения элерона вниз должен быть больше, чем у правого крыла. Когда же оба элерона отклонены вверх (может быть и так), то левый элерон отклони меньше, чем правый.
       Резиномотор закрути оборотов на 50-70 и легким толчком (как на планирование, только почти горизонтально) выпусти модель.
       Если окажется, что она, например, кружит вправо, то проверь прежде всего установку киля: можно слегка влево отогнуть его заднюю кромку. Так же запускай модель еще и еще раз.
       Чтобы избежать кружения, немного измени положение элеронов: при правом кружении правый элерон отклони вниз (левый - вверх). Добившись более или менее прямого полета, увеличь обороты резиномотора до 100-120. При такой закрутке винт вращается быстрее и тяга его больше, а модель полетит с набором высоты только после раскрутки будет снижаться; при этом сильнее окажется и ее стремление накрениться - значит придется кое-что в регулировке подправить.
       Следи за винтом. Он может "трясти". Тряска возникает, например, тогда, когда одна из лопастей тяжелее другой или угол установки ее больше, чем у другой. Исправь это: подрежь более тяжелую лопасть, уравняй углы установки - и ты достигнешь плавного вращения винта.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 7, 1966, 28 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014