ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Сначала о нашей почте. В адрес "Заочной школы" идет много писем. Ребята рассказывают о своих первых шагах в авиамоделизме, делятся радостями и неудачами. А вот Георгий Кривошеин, из Пермской области просит побыстрее перейти к постройке более сложных моделей. Не спеши, Георгий! Помни: учеба требует постепенности в усвоении знаний.
       Сегодня у нас на очереди - простая резиномоторная модель, та самая, которой интересуются Валерий Макаров из Пензенской области и другие участники "Заочной школы".
       Резиномоторная... Так она называется, потому что оснащена резиновым мотором - жгутом резиновых нитей. Вместе с воздушным винтом мотор развивает силу тяги, которая позволяет модели лететь. Строить и запускать такие модели сложнее, чем маленькие планеры. Но ведь у тебя уже есть небольшой опыт. Поэтому не робей, принимайся за работу!
       Чтобы облегчить твою задачу, мы выбрали модель очень простой конструкции (рис. 1). Крыло у нее в виде равнобедренного треугольника и напоминает самолеты, которые ты видел на воздушных парадах, только... без хвоста. Это модель бесхвостого самолета - летающего крыла. Летит она острием вперед. Сверху, перпендикулярно поверхности крыла, расположен киль. помогающий модели сохранять направление полета. А под крылом-моторная рейка, являющаяся фюзеляжем, то есть корпусом самолета.

Беседа 6. РЕЗИНОМОТОРНАЯ...

       Изготовление модели начни с крыла и киля. На листе тонкой бумаги вычерти равнобедренный треугольник, пользуясь рис. 1: высота и длина основания его равны 240 мм. Подготовь три реечки из сосны или липы сечением 2x2 мм: одну из них - длиной 240 мм, две других - по 260 мм. Это - кромки крыла. Уложи их на чертеж точно по сторонам треугольника и острым ножом подрежь концы так, чтобы весь треугольник оказался плоским. Тонким слоем клея намажь кистью нижние стороны кромок и вновь наложи их на бумагу по контуру треугольника. Пока клей не высох, расправь бумагу, а затем положи сверху тяжелую книгу и оставь все сохнуть (рис. 2).
       Теперь сделай киль. Для этого потребуется четыре реечки сечением 2x2 мм и длиной примерно 85, 110, 130 и 170 мм (см. рис. 1). Киль треугольный и изготовляется также, как крыло, но бумагой оклеивается с двух сторон; бумага тонкая, лучше папиросная. И киль оставь сохнуть под грузом, иначе он может покоробиться. Теперь возьмемся за моторную рейку. Сечение у нее в виде буквы Т. Проще всего получить такую форму, склеив две плоские рейки: одна из них - горизонтальная -1x6 мм, другая - вертикальная - 1x5 мм. Длина их 240 мм. Положив горизонтальную рейку на ровный стол, намажь клеем торец другой рейки, по оси наложи на первую и сверху осторожно прижми грузом. Проследи, чтобы рейки были перпендикулярны, и оставь их сохнуть.
       А пока вырежь из липового шпона два прямоугольника размером 25x70 мм и присоедини к задней кромке крыла. Эти небольшие крылышки после того, как высохнет клей, можно отгибать в одну сторону и тогда они будут выполнять роль рулей высоты. Отогнув их в разные стороны, ты используешь их как элероны - рули крена.
       Перед сборкой поставь на моторную рейку подшипник винта и крюк крепления заднего конца резиномотора. Подшипником называется устройство, в котором вращается ось винта. В нашей модели он сделан из кусочка липы в виде призмы прямоугольной формы - 15x6x6 мм (рис, 3). Задний крюк такой же, но имеет "талию" (рис. 4), за которую цепляют резиномотор. У подшипника и крюка вверху пропилы шириной немного больше миллиметра. Посади их на клей - первый в начале моторной рейки, второй - на расстоянии 150 мм от него. После того, как они высохнут, приступай к сборке модели.
       Сперва моторную рейку приклей к крылу. Положи крыло на стол, бумажной обтяжкой кверху, смажь клеем горизонтальную планку моторной рейки с той стороны, где нет подшипника и заднего крюка, и приклей к кромкам крыла. Положение моторной рейки видно из рис. 1. Для прочности, когда клей высохнет, места склейки перевяжи тонкой шелковой ниткой. Обтяжку крыла тоже нужно приклеить к моторной рейке. Таким же образом с другой стороны крыла приклей киль.
       Тебе еще предстоит сделать винт и резиномотор. Все размеры винта и способ установки его в подшипнике показаны на рис. 5. У винта - ступица из кусочка липы, и две небольшие лопасти из того же липового шпона, которым ты пользовался при изготовлении элеронов. Лопасти приклеены к ступице. Ось винта (стальная проволока толщиной 0,3-0,4 мм) имеет спереди отогнутый под прямым углом отрезок, который надо примотать к ступице ниткой, смазанной клеем, или приклеить клеем БФ-2. Пропустив другой конец оси сквозь ступицу, надень две небольшие плоские шайбочки или круглую гладкую бусину, далее пропусти ось сквозь отверстие подшипника (заранее просверли по диаметру оси) и свободный конец круглогубцами загни в крючок, Особое внимание обрати на винт: он должен быть уравновешен, лопасти его при отсутствии шпона можно сделать из плотной бумаги.
       Резиновый мотор - это две резиновые нити диаметром 1 мм. Передний его конец накидывается на крюк оси винта, задний - на задний крюк. Убедившись, что модель свободна от перекосов и деформаций, проверь положение центра тяжести: он должен находиться на расстоянии примерно 110 мм перед задней кромкой.
       В следующей беседе мы расскажем тебе о работе винта и еще о запуске и регулировке модели.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 6, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014