ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Итак, ты уже построил модель. Сделал ее точно по описанию, а она не летит (рис. 1). Почему? Видимо, ты ее не отрегулировал. Надо было придать ее частям правильное взаимное расположение, найти наилучшее положение центра тяжести. Расскажем о регулировке подробнее и по порядку.
       Прежде всего внимательно осмотри модель: от долгого лежания или других причин у нее могут оказаться какие-либо дефекты, неисправности. Твоя первая задача - обнаружить их.
       Положи модель на стол и внимательно посмотри на нее сверху (рис. 2): тонкими линиями показаны очертания вполне исправной модели, а жирной линией - отклонения от правильного расположения. Вооружись ножницами и уравняй длину крыльев, выпрями фюзеляж, подрежь стабилизатор так, чтобы обе его половины были совершенно одинаковы. Теперь модель геометрически симметрична.
       Поверни модель так, чтобы твой взгляд "скользил" по верхнему обрезу фюзеляжа (рис. 3). Если заметишь, что одно из крыльев отогнуто сильней (см. 5 на рис. 2), уравняй углы. Это можно сделать, если одно из крыльев заново отогнуть от фюзеляжа.
       Точно так же поступи со стабилизатором, у которого могут быть сходные дефекты. Кривизну фюзеляжа исправь разглаживанием его между пальцами, а можно и утюгом или укладкой под стопку книг (вместо пресса).
Когда с симметрией все окажется в порядке, нижним ребром поставь модель

Беседа 5. ПОЛЕТЕЛА!

       на ровный стол. Как она будет вести себя, если, скажем, правое крыло тяжелее левого? Перевалится направо. Этот дефект - весовую несимметрию - устрани так: наклей полоску тонкой бумаги на конец более легкого крыла или нанеси капельку клея на это же крыло. И, конечно, проверь, есть ли весовая симметрия: модель, поставленная на ребро, должна одну-две секунды постоять неподвижно, а потом медленно перевалиться на какое-либо крыло...
       Тебе не терпится запустить модель! Не спеши, дружок. Не даром ведь говорят: "семь раз отмерь, один - отрежь". Нам осталось еще, хотя бы приблизительно, найти нужное положение центра тяжести.
       Согни из полоски бумаги желобок и положи его ребром кверху. На это ребро поставь модель (рис. 4) и найди такое ее положение, при котором она остается в равновесии, то есть не стремится опустить или поднять хвост. Точка фюзеляжа над ребром уголка в этот момент совпадет с центром тяжести модели. Для начала регулировки постарайся, чтобы она оказалась на расстоянии 22 мм от переднего конца фюзеляжа. А как поступить, если нужно переместить центр тяжести вперед? Очень просто: воткни одну-две булавки в торец "кабины", а если назад - обрежь спереди кабину или к заднему концу фюзеляжа приклей полоски бумаги.
       К запуску теперь все готово. Большим и указательным пальцами возьми модель за фюзеляж в том месте, где находится центр тяжести. Наклони ее носом слегка вниз (рис. 5). Важно, чтобы она оказалась немного выше плеча. А теперь отведи руку назад и сейчас же ею сделай размашистое, небыстрое и плавное движение вперед. Следи, чтобы положение модели относительно горизонта не изменялось. Пронеся ее так сантиметров 40-50, разожми пальцы и выпусти модель: ты разогнал ее до какой-то скорости и теперь она полетит. Внимательно посмотри, как она это делает после "толчка".
       Удача редко приходит сразу, с первого запуска. Даже если модель вполне симметрична и летит, не уклоняясь в стороны, то и тогда дело может испортить неправильный толчок: слишком сильный - заставит ее взмыть вверх, слабый - перейти в крутой спуск. Поэтому запускай модель несколько раз и подбери силу толчка так, чтобы модель полетела по слегка наклонной прямой вниз. Такой полет называется планированием. Он происходит с определенным углом и скоростью. Может случиться, что этот угол окажется слишком большим. Тогда на помощь придет регулировка.
       Конечно, надо стараться, чтобы был возможно более пологий полет: в этом случае модель летит дальше, чем при крутом планировании. Каким же образом этого можно достигнуть? Поворотом стабилизатора или перемещением центра тяжести назад. Отгибать стабилизатор неудобно. Проще сделать две прорези на глубину 5-6 мм и отогнуть кверху часть стабилизатора - рули высоты (рис. 6). Отгибая руль кверху, ты заставляешь модель лететь на большем угле атаки.
       Наклон линии планирования (такая линия называется траекторией) следует исправлять понемногу, малыми "порциями". Но вот что интересно - бесконечно не удается уменьшать наклон траектории, ведь если бы это было возможно, то в конце концов модель стала бы планировать вверх!?
       Мы рассказали тебе об основных случаях и способах регулировки. Внимательно и не раз проверь их сам. Сделай несколько одинаковых моделей, проверь их геометрическую и весовую симметрии, словом, проведи небольшое исследование. Не пугайся этого слова: то, что ты проделаешь, будет исследованием, если, конечно, к работе отнесешься серьезно.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 5, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014