ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Школа юных авиамоделистов

       Мы начинаем печатать материалы "Школы юных авиамоделистов" для тех, кто посвятил свой досуг и свои мечты авиации, авиамоделизму, - для юных авиаконструкторов. Если ты относишься к их числу - садись за наш стол! Места за ним много, но только для тех, кто действительно мечтает о полете...
       Заметь - наша школа заочная. Учить тебя мы можем только при помощи рассказа, рисунков и чертежей. Твоя задача - постепенно научиться "говорить" на языке конструкторов и понимать этот язык - язык рисунков и чертежей. Не удивляйся, этот язык зачастую позволяет много и ярко рассказать о летающих машинах.
       Конечно, в основном мы будем строить и испытывать модели. Но если заниматься только этим и не пытаться понять, что и почему с моделью происходит. полагаться на спортивное счастье, то строителем маленьких самолетов стать не удастся. Поэтому в наших беседах некоторое место будет занимать теория полета.

Беседа 1. И ТЫ СМОЖЕШЬ...

       Почему нужна теория и что это такое?
       Представь себе, что по чертежам хорошо летавшей модели ты построил ее копию. Старался не только повторить с величайшей точностью размеры и форму ее частей, но и добиться, чтобы вес каждой детали был таким, как у прототипа. И вот настал долгожданный час Ты с волнением запустил модель в воздух, приготовившись наблюдать красивый полет. Ведь известно, что "та модель" летала очень хорошо...
       К твоему удивлению и, конечно, огорчению, этого не случилось: взмыв ввысь и повиснув в воздухе, она стала падать. Подобрав сломанную модель, ты отремонтировал все ее части, а где нужно - заменил новыми. Она получилась на славу: еще красивее и еще более похожей на оригинал. Ты уверен, что теперь все будет в порядке, тогда "просто не повезло". Запуск. Модель описывает "плавные круги, затем быстро снижается и... опять терпит аварию! Почему? Ты ломаешь голову, но не можешь найти объяснения. В самом деле, модель скопирована точно, похожа на оригинал, как две капли воды. А результаты разные...
       Вновь упорно приводишь модель в порядок и снова выпускаешь в воздух. Нет, она тебя не слушается, то сразу идет к земле (пикирует), то выделывает в воздухе всякие кренделя...
       И когда, разочаровавшись в модели, ты с досадой бросаешь ее в дальний угол, про себя решив больше к ней не притрагиваться, подходит опытный спортсмен. Он внимательно осматривает модель, собирает ее и запускает. Теперь модель присмирела и послушно выполняет данные ей приказания. На недоуменный вопрос старший товарищ отвечает кратко: "Изучи теорию полета модели, тогда тебе все станет ясно!"
       Другой пример. Ты построил несколько маленьких самолетов по готовым чертежам. Они хоть с грехом пополам, но летали. А затем решил проектировать свой собственный, стать конструктором. Берешь большой лист бумаги, хорошо заточенные карандаши, прикрепляешь бумагу к чертежной доске, кладешь на нее рейсшину, треугольники и лекало. Не забываешь раскрыть отличную, сверкающую никелем, готовальню старшего брата-студента. Все в порядке. Можно начинать. Но что это: держишь карандаш в руках, напрягаешь мысль, морщишь лоб, даже подпираешь подбородок рукой, "как это делают большие конструкторы", но в голове до странного пусто, плывут какие-то обрывки мыслей, неясные образы будущей модели... и только. Скоро убеждаешься, что не знаешь даже с чего начать, как выбрать форму, размеры.
       И опять, поглядев на тебя с сочувствием, опытный авиамоделист говорит: "Дружок, рано взялся за эту работу. Сперва изучи теорию полета модели".
       Представь себе, наконец, что находишься на авиамодельных соревнованиях. Кругом спортсмены. Время от времени они запускают свои модели, которые высоко и красиво летают, доставляя радость не только своим создателям, но и многочисленным зрителям. Но вот с одной из них что-то произошло: быстро снижаясь, она садится. Конструктор подбирает модель. Его обступают товарищи по команде, подходит тренер. Спортсмен что-то исправляет в модели и в следующий запуск она летит хорошо. А ты думаешь: каким образом они, лишь наблюдая за ее полетом, могли решить, что именно надо сделать для устранения недостатка, и как, не притрагиваясь к модели, нашли этот недостаток. И опять: изучи теорию - тогда и ты сможешь так...
       Начинаешь понимать, что теория это что-то значительное, что важно знать каждому, желающему успешно строить модели. А что если тебе нужно построить, модель, которая должна выполнить определенное задание - пролететь заранее назначенное расстояние, подняться на указанную ей высоту, поможет ли а этом случае теория? И снова слышишь ответ: "Да, теория поможет".
       Что же такое теория полета? Это знания, позволяющие предугадать поведение модели в воздухе, объяснить его причины. указать пути устранения недостатков полета, дать указания, необходимые для проектирования модели с желаемыми качествами, оценить возможность создания новой модели, необычной по форме или способу полета.
       Конечно, теория полета не всемогуща. Существуют такие черты поведения модели, которые пока трудно объяснить или предсказать. Теория создается постепенно, усилиями многих людей, в результате наблюдения за полетами и анализа того, что происходит. Представь, произошло что-то ранее не встречавшееся. Это как бы застает теорию врасплох. Приходится поэтому ждать, пока удастся дать объяснение новому явлению.
       Запомни еще: усвоение теории полета модели невозможно, если ты плохо знаешь физику и математику, если не проявляешь любознательность, не стараешься найти ответа на каждый вопрос, возникший в процессе работы. Разумеется, усвоить теорию в один прием, сразу-дело невозможное. Ее изучают постепенно, начиная с более простых вопросов и обязательно параллельно с постройкой моделей и их испытаниями. В этом тебе помогут книги, старшие и более опытные товарищи и, наконец, наши беседы.


Источник: Школа юных авиамоделистов. / ж. "Крылья Родины" № 1, 1966, 28-29 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014