ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Спортивные авиамодели


ПЕРВАЯ ГОНОЧНАЯ (радиоуправляемая авиамодель)

Б. ТАРАДЕЕВ, мастер спорта СССР

      В сентябре прошлого года в городе Орле впервые были проведены показательные гонки радиоуправляемых моделей самолетов. Первый опыт показал, что для гонок нужна специальная модель.

      Мы с мастером спорта Георгием Плотниковым построили такую модель. Несмотря на успешный запуск, выявился и ряд недостатков модели. По летным качествам и простоте пилотирования она подходит для гонок, но необходимо предусмотреть приспособление для быстрого заполнения топливного бака горючим и увеличить мощность двигателя не в ущерб экономичности. В первых тренировочных полетах необходима регулировка двигателя. Когда же будет отработана техника пилотирования, достаточно поставить механизм для остановки двигателя в нужный момент.
      Конструкция модели показана на чертеже. Длина ее - 1130 мм. Размах крыла - 1370 мм. Профиль несимметричный, двояковыпуклый, с максимальной толщиной 10% хорды. Площадь крыла - 35 дм2, стабилизатора - 7 дм2. Вес без радиоаппаратуры и двигателя - 1000 г.
      Крыло - наборной конструкции. Передняя кромка - из бальзы сечением 12 X 12 мм, полочные лонжероны - из сосны сечением 10Х3 мм, полочные задние кромки - из пластин бальзы толщиной 1 мм. Десять нервюр в каждой половине изготовлены из бальзы толщиной 2 мм. Законцовки склеены из нескольких бальзовых слоев. Носок до лонжерона и консоль от десятой нервюры снизу и сверху заклеены тоже бальзой толщиной 1 мм.
      Половинки крыла собираются отдельно, а затем соединяются по центру фанерными накладками с двух сторон лонжерона и с внутренней стороны передней кромки. Крыло имеет поперечное V 3°. Элероны состоят из передней бальзовой кромки и набора уголков, сверху и снизу они заклеены бальзой толщиной 1 мм. Тяга управления ими выполнена из стальной проволоки диаметром 3 мм.
      Фюзеляж наборный; состоит из двух боковых бальзовых пластин толщиной 3 мм, усиленных до шпангоута № 5 накладками из миллиметровой фанеры, двух верхних боковых бальзовых пластин толщиной 3 мм, одной верхней пластины толщиной 5 мм и нижней пластины переменного сечения; толщина фюзеляжа у носка - 5 мм, в хвостовой части - 3 мм. Четыре передних шпангоута -- из фанеры толщиной 3 мм. Боковые пластины снизу, а также сверху с внутренней стороны по всей длине армированы треугольными бальзовыми рейками высотой 15 мм по катетам. Верхняя часть фюзеляжа по хорде крыла после сборки выпилена под углом, а затем наклеена сверху на собранное крыло. В местах распила фюзеляж и отпиленная часть усилены твердой бальзой и установлены узлы крепления. Крыло к фюзеляжу крепится спереди двумя деревянными штырьками диаметром 5 мм, вставляемыми одним концом в трубочки, вклеенные в переднюю кромку крыла, другим - в отверстия фанерного шпангоута № 3.
      Моторама - из фанеры толщиной 8 мм; вклеена в фюзеляж на эпоксидной смоле с опорой на первый и второй шпангоуты. В месте крепления шасси между третьим и четвертым шпангоутами вставлена пластина из фанеры толщиной 3 мм с укрепленными на ней гайками М3.
      Киль с рулем поворота и стабилизатор с рулем высоты изготовлены из бальзовых пластин толщиной 7 мм. Шарниры подвески руля высоты - на петельках из льняных ниток. Шасси - из дюралюминия толщиной 3 мм, полуоси - стальные, колеса - пневматические, диаметром 75 мм. Шасси крепится к фюзеляжу тремя болтами М3. Хвостовое колесо - резиновое, укреплено к фюзеляжу на стальной проволоке 2 мм. Кабина выдавлена из оргстекла 1 мм.
      Модель после обработки оклеивается микалентной бумагой, покрывается четыре раза эмалитом, нитрокраской и бесцветным лаком на эпоксидной основе.
      Эта модель может послужить примером для постройки гоночной модели, только необходимо размах крыла и общую площадь проекции несущей поверхности изменить согласно правилам ФАИ, то есть размах крыла должен быть 1250 мм, а общая площадь 45 дм2.

РИСУНКИ И ЧЕРТЕЖИ

ПРАВИЛА ФАИ по радиоуправляемым гоночным моделям

      В 1969 году в Париже на пленарном заседании авиамодельного подкомитета Международной авиационной федерации было принято решение о введении нового класса гоночных радиоуправляемых моделей. Мы публикуем временные (первоначальные) правила проведения гонок, утвержденные на этом заседании.

< * >

      Радиоуправляемой гоночной считается модель самолета с поршневым двигателем и с неподвижно закрепленными во время полета несущими поверхностями. Она должна быть полукопией, ее основные размеры - соответствовать аналогичным размерам полномасштабного самолета.
      По требованию организатора спортсмен обязан представить чертеж или фотографии, подтверждающие сходство модели с полномасштабным самолетом.
      Двигатель - возвратно-поступательный, поршневой, с максимальным суммарным объемом цилиндров 6,6 см3 - должен иметь один управляемый по радио дроссель цилиндрического типа, снижающий обороты двигателя в той степени, которая необходима для посадки модели в любой момент.
      Воздушный винт может быть только из дерева, двухлопастный, фиксированного шага. Кок винта допускается диаметром 50 мм. Но копии самолетов, имевших звездообразные двигатели с кольцевыми капотами, могут не иметь кока.
      Минимальная высота фюзеляжа - 175 мм, минимальная ширина - 85 мм. Оба размера контролируются в одном поперечном сечении.
      Двигатель (или двигатели), за исключением глушителя, головки цилиндра и деталей управления, которые настраиваются во время работы двигателя, не должен нарушать аэродинамический контур модели.
      Шасси - двухколесное, с минимальным диаметром колоса 55 мм. В некоторых случаях может быть установлено третье колесо любых размеров. Шасси обязательно снабжается действующим механизмом рулежки на земле.
      Общая площадь проекций несущих поверхностей (крыла и стабилизатора) допускается не менее 45 дм2. У бипланов площадь меньшего крыла должна быть не менее 2/3 площади большого крыла.
      К соревнованиям в этом классе не допускаются модели типа "летающее крыло", а также модели с треугольными крыльями.
      Минимальный размах крыла - 1250 мм для моноплана и 750 мм - для большего крыла биплана. Толщина крыла у корневой части - не менее 38 мм для моноплана, 25 мм - для большего крыла и 19 мм - для меньшего крыла биплана. Сужение толщины хорды крыла к концевой части должно происходить по прямой линии.
      Вес без горючего, но со всем оборудованием, необходимым для полета, может быть не менее 2200 и не более 3000 г. Горючее для приготовления стандартного топлива для калильных и искровых двигателей поставляется организаторами соревнований. Процентный состав топлива: 75% метанола и 25% касторового масла. Состав горючего для компрессионных двигателей не оговаривается.
      Маршрут для гонок состоит из 10 кругов при длине каждого 400 м (см. рис.). Общее расстояние - 4 км. Все взлеты выполняются без посторонней помощи. Гонка заканчивается на линии старта-финиша после прохождения полных 10 кругов.
      Для моделей этого класса нет ограничений в количестве сигналов, принимаемых радиоаппаратурой, установленной на борту.
      Спортсмену предоставляется право на две гонки. Если модель сломалась, разрешается использовать запасную.
      Любое проявление неспортивного поведения или рискованное пилотирование над участком, отведенным для зрителей, влечет за собой немедленное аннулирование полета.
      Во время соревнований каждый пилот может пользоваться услугами только одного помощника.


Источник: Первая гоночная / "Моделист-конструктор" № 3, 1970, 10-11 с.
Scan: AAW, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015