ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


КОРДОВАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ "МОСКВА"


Ю. СИРОТКИН,
заслуженный мастер спорта СССР
г. Москва

      В 1964 году советские авиамоделисты уже третий раз завоевывают почетное звание чемпиона мира. Третий раз по кордовым пилотажным моделям в 1964 году завоевал московский авиамоделист Ю. Сироткин.
      Надо сказать, что к 1964 году по большинству чемпионатных классов моделей, как кордовых, так и свободнолетающих, выработался определенный стандарт конструктивных форм. Все модели, как правило, имеют сходство с лучшими образцами этого стандарта.
      По пилотажным моделям лучшим примером такого установившегося стандарта может служить модель чемпиона мира Ю. Сироткина, с которой он выступал еще в 1962 году в Киеве.



      Кордовая пилотажная модель "Москва" конструкции неоднократного чемпиона СССР заслуженного мастера спорта Юрия Сироткина вполне доступна для изготовления.
      Моторама ее выполнена из высококачественного граба. Перед сборкой к грабовым брускам прикрепи двигатель, затем надень шпангоуты и бобышку. В собранном виде весь узел проклей. Перед сборкой приклей бобышку и присоедини к переднему шпангоуту задний узел крепления капота. Когда клей высохнет, двигатель можно снять.
      Между первым и вторым шпангоутами выклей отсек для бачка, ось отсека должна совпадать с осью жиклера двигателя.
      К собранному узлу моторамы приклей боковины фюзеляжа, выполненные из бальзы средней твердости. Предварительно в них вырежь отверстия для передней и задней кромок, полок лонжерона, стенки жесткости, шипов узла центральной качалки и отверстия для выхода корды. Заднюю часть боковин склей.
      Верхушку (гаргрот) толщиной не более 5 мм выдолби из бруска бальзы и приклей к боковинам и раме (клей: целлулоид, разведенный в ацетоне, и несколько капель касторки в качестве пластификатора). Далее приклей стабилизатор, изготовленный из бальзы средней твердости; его облегчи после того, как будет собрана вся модель.
      Полки лонжерона крыла сделай из высококачественной сосны: сечение переменное: в центре 7х4 мм, на конце 6х2 мм. Стенка жесткости представляет собой клееный узел из сосны и липы. Нервюры вырежь из трехмиллиметровой бальзовой пластины и облегчи внутри, силовые нервюры - из трехмиллиметровой фанеры, к ним прикрепи штырь узла крепления шасси (сталь У-8, две по 0,5 мм пластины) .
      Переднюю кромку склей из двух бальзовых реек переменного сечения. Конструкция задней кромки показана на рисунке. Кромку склей из бальзы и обработай вместе с закрылками (из самой легкой бальзы).
      Крыло следует собирать так: вставь в соответствующие отверстия боковых панелей кромки и полки лонжеронов, отрегулируй, ориентируясь на стабилизатор, положение задней кромки и закрепи ее; последовательно надень нервюры на полки лонжерона и закрепи их булавками. Устранив все перекосы, промажь стыки клеем. Через час-два можно приклеить бобышки крыла. Концы полок лонжерона и передняя кромка входят в прорези бобышек, а заднюю кромку приклей встык. Перед сборкой крыла в прорези задней кромки и закрылок вставь и заклепай шарниры (то же со стабилизатором), потом собери узел центральной качалки.
      Рамку сделай из трехмиллиметровой фанеры, качалку - из дюралюминия (Д161) толщиной 1,5-2 мм. Перед сборкой в качалку закрепи втулки скольжения. В качестве оси можно использовать проволоку ОВС толщиной 3 мм.
      После сборки узел качалки вставь в фюзеляж и тщательно отрегулируй длину тяг. Потом приклей рамку к боковинам фюзеляжа и запаяй тяги, приклей нижнюю часть фюзеляжа (предварительно поставив бобышку для заднего колеса). Низ выполни из целого куска бальзы. Его облегчи так же, как и гаргрот. Легкой бальзой (толщиной 1-1,5 мм) оклей лобик и центральную часть крыла (до второй нервюры).
      Последняя операция при сборке крыла - наложение полок на нервюры. Затем оклей миллиметровой фанерой линии разъема фюзеляжа и капота; капот выклей из отдельных кусков бальзы (тщательно подгоняя линию разъема). Места крепления капота усиль брусочками из липы.
      Киль изготовь из легкой бальзы. Верхнюю его часть оклей бамбуком, а ту, которая имитирует руль направления, отклони на 12-15°.
      Стойки шасси выполни из двух дюралюминиевых пластин: одну - толщиной 1 мм, другую - 2 мм. В 2-мм пластине выфрезеруй углубление 1,05 мм по профилю штырей силовых нервюр. Пластины изогни по профилю колеса и склепай. Часть стойки, находящуюся внутри обтекателя, обмотай нитками с клеем. После этого закрепи колесо.
      Обтекатель изготовь из легкой бальзы; он состоит из двух половин, каждую из которых подгони к стойке (к части, обмотанной нитками). Как только они будут подогнаны, обтекатели облегчи и приклей к стойке шасси.
      Положение обтекателя относительно оси фюзеляжа регулируется тогда, когда стойка шасси надета.
      Отделай модель так: полностью собери модель и убедись, что нет перекосов и правильно функционируют органы управления, затем тщательно очисть ее шкуркой (чтобы не было провалов на поверхности бальзы) и прошпаклюй.
      Теперь можно облегчить стабилизатор, рули высоты и закрылки.
      Крылья и облегченные элементы оклей волокнистой бумагой в два слоя и несколько раз покрой эмалитом (до полного закрытия пор в бумаге). Из распылителя (или кистью) нанеси достаточно толстый слой клея АК-20 и хорошо просуши (одну-две недели в сухом теплом месте).
      Модель зачисть шкуркой с керосином или бензином (тщательно следя за тем, чтобы остался слой клея АК-20) до получения ровной матовой поверхности, после чего ее можно красить синтетическими красками.


Источники: Ю. Сироткин. Пилотажная // в кн. Лети, модель! Кн.2. / Сост. М. С. Лебединский. -М.: ДОСААФ, 1970. - 41-43 с.
Г. Малиновский. Новости спорта / альманах "Юный Моделист - конструктор" № 11, 1965, 52-61 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2022