ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


ПЛАНЕР "ФЛАМИНГО"

В. Рубцов

      Планер - мы назвали его "Фламинго" - представляет собой моноплан с верхним расположением крыла, скошенным килем и стабилизатором (рис. 1, 3, 4). Крыло, размахом в 1м, имеет загнутые под углом в 30° законцовки для обеспечения поперечной устойчивости в полете. Состоит крыло из нервюр (сосновая трехслойная фанера толщиной 1 мм - 28 штук), передней 5х5 мм и задней 8х2 мм кромок, лонжерона 10х5 мм и двух законцовок (сосновая фанера толщиной 1 мм). Кромки и лонжерон изготовлены из сосновых реек.
      Пространство между двумя центральными нервюрами заполнено пенопластом. Это позволяет крепить крыло к фюзеляжу резиновым жгутом, не повреждая бумажную обшивку. Рейки в местах законцовок изгибают над огнем, предварительно размочив на них места сгиба в воде. Перед изгибом реек не забудьте сделать треугольный (в 30°) надрез до середины планки в месте изгиба. Лонжерон в этом месте укреплен двумя уголками из фанеры толщиной 1 мм (клеить и обмотать нитками в 1 слой). Законцовки укреплены дополнительными пенопластовыми уголками. Углы изгибов задней и передней кромок дополнительно укреплены треугольниками из ватмана.
      Собирают крыло на ровной доске подходящего размера, используя ее как стапель. На доску укладывают чертеж крыла в масштабе 1:1, по краям очертаний крыла вбивают несколько гвоздиков в доску. Затем устанавливают заднюю и переднюю кромки, упирая их в гвозди, лонжерон, а потом уже нервюры. Для обеспечения одинаковых углов изгибов законцовок крыла используют специальные отрезки досок одинаковых размеров, расположив их вертикально под законцовками, на равных расстояниях от изгибов.
      Все соединения проклеивают синтетическим клеем. Крылу дают высохнуть, обрабатывают шкуркой и обклеивают калькой. После того как клей высохнет, кальку слегка сбрызгивают водой из пульверизатора и дают хорошо высохнуть на солнце. После этой процедуры бумага хорошо натягивается. Затем покрывают тонким слоем ацетонового лака, но даже и без лакового покрытия модель обладает хорошими летными данными. Обратите внимание на необычную форму законцовок крыла и фюзеляжа. Такая форма предотвращает закручивание воздушного потока, стекающего с концов крыльев.
      Фюзеляж планера выполнен из двух сосновых реек сечением 16х13 мм (с плавным уменьшением до киля 13х13 мм) и длиной 639 мм. Рейки склеены между собой. В них выбраны три полости для уменьшения веса. Носовая часть фюзеляжа выполнена из фанеры толщиной 2 мм (две пластины-щечки, рис. 2), деревянной носовой внутренней вкладки и пенопластовой средней вкладки-наполнителя. В нижней части имеется крючковая дюралюминиевая пластина под леер. Носовой - балластный - отсек имеет отверстия для прохода штока точной настройки положения центра тяжести модели и для засыпки дроби - балласта.
      Сам шток вкручивается в укрепленную в носовой части гайку. Его фиксирует другая гайка, расположенная снаружи носового обтекателя. На конце штока двумя гайками укреплен груз - свинцовый шар. Вкручивая или выкручивая шток, можно плавно перемещать положение центра тяжести относительно хорды крыла.
      У передней и задней кромок крыла в круглые отверстия через носовую деревянную часть и пенопласт фюзеляжа установлены штифты из бамбука круглого сечения диаметром 5 мм и длиной 60 мм. Они нужны для крепления крыла к фюзеляжу с помощью резинового жгута. В нижней носовой части фюзеляжа, перед пластиной с крючками для леера, в специальном отсеке расположено пластмассовое колесо шасси. Пластина леерных крючков скреплена двумя винтами МЗ. Она имеет два крючка, один из которых используется при центровке.
      Хвостовое оперение планера (рис. 5) состоит из стабилизатора несущего типа. Верхняя часть киля скошена назад. Стабилизатор установлен на специальной площадке на верхней части киля. Киль и стабилизатор выполнены из сосновых реек. Соединения реек укреплены уголками из ватмана, оперение обклеено калькой с обеих сторон. Крепится киль к рейкам фюзеляжа специальным замком (киль следует зажать между рейками фюзеляжа в специально выпиленном в них пазу и затем зафиксировать его специальным замком 13, а сам замок закрепить несколькими витками ниток). Стабилизатор крепится к площадке киля резиновым колечком, как показано на рисунке.
      Перед запуском планера следует заполнить балластный отсек свинцовой дробью, так чтобы центр тяжести модели располагался на расстоянии 57% средней аэродинамической хорды несущего крыла стабилизатора. Возможно, под переднюю кромку основной несущей плоскости придется подложить деревянную пластинку размером 20х10 мм (это определится по результатам первых пусков модели; критерий - плавный полет без кабрирования и пикирования). Толщину ее следует подобрать так, чтобы угол атаки крыла составлял 3...3,5 градуса.
      Первые пробные запуски планера нужно производить с руки. Подбирая в небольших пределах величину угла атаки крыла, добиваются плавного полета планера. После этого планер запускают с помощью леера. Леер - тонкая веревка длиной 50 м с проволочным поводком длиной 10 см с одной стороны и колечком диаметром 4 см на конце. Другой конец леера закреплен на каркасе "плоской" катушки, выпиленном из фанеры толщиной 5 мм. Запуск производят при слабом встречном ветре 2...3 м/с.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ

Рис. 1. Планер (вид сбоку).
Рис. 2. Детали носовой части фюзеляжа:
      а — носовая деревянная бобышка;
      б — боковые щечки (2 шт.);
      в — пенопластовая вставка-накопитель;
      г — свинцовый шарик с регулировочным штоком и гайками;
      д — леерные крючки (дюраль толщиной 2 мм);
      е — нервюры крыла.
Рис. 3. Планер (вид спереди).
Рис. 4. Планер (вид сверху).
Рис. 5. Детали стабилизатора:
      а — нервюры крыла стабилизатора;
      б — киль;
      в — запорный замок;
      г — площадка крепления крыла стабилизатора.


Источник: ж. "Левша 9, 2013, 5-7, 12 с. с.
Scan: ???, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015