ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


ДИЗАЙН-НОВИНКА (планер A1)

А. Онофричук

      Представляемая на суд читателей-авиамоделистов разработка студента из Перми А. Онофричука довольно необычна. Созданная им модель планера носит выраженные признаки как нового подхода к проектированию конструкции, так и поиска в направлении дизайна спортивной модели и повышения ее внешней привлекательности.
      В непрерывной гонке за спортивными результатами мы все, кажется, позабыли, что моделизм может быть интересен не только с конструкторской точки зрения. Так почему бы не попробовать свои силы (хотя бы на технике переходного уровня) и в качестве художника-дизайнера? Если удастся свести воедино эти два параллельных направления, вы будете и вдвойне вознаграждены за свой труд - создаваемые вами модели окажутся не чисто спортивными "снарядами", а настоящими техническими изделиями высокого класса. Однако, идя по пути улучшения внешнего вида, ни в коей мере недопустимо упускать вопросы чистого конструирования - в конце концов красивая, но плохо функционирующая модель еще более ущербна, чем отлично летающая "коряга". Если вас увлечет дизайнерско-конструкторское направление, постарайтесь учесть это в своей работе.

      Крыло планера - прямоугольное в плане, небольшого удлинения, неразъемное. Профиль плоско-выпуклый, относительной толщины 11,5%. Крыло соединяется с фюзеляжем одним шурупом размером 3х35 мм.
      Основным элементом крыла является единый центральный узел, состоящий из сборной силовой нервюры, усиленного накладками монолонжерона и примыкающих косых полунервюр с элементами продольного набора. При изготовлении нервюрных деталей нужно иметь в виду, что в основном они обрабатываются в пачке и лонжерон входит в них в круглые просверленные отверстия, через которые проводятся при опиливании и винты, стягивающие пачку. Полезно также учитывать, что на этапе подготовки деталей проще всего производить неполную профилировку нервюр (начисто профилируются лишь лобик и прямолинейная зона хвостика), чтобы закончить ее после сборки крыла. Монтаж деталей в единый каркас - на плоском стапеле, с применением эпоксидной смолы. Другие связующие не используются, так как стыков немного, и все они напряженные и весьма ответственные.
      Крыло после шлифовки обтягивается длинноволокнистой бумагой или тонкой лавсановой пленкой по известной технологии. В случае пленочной обшивки можно по верхней кромке нервюры перехода центроплана в "ушко" пропилить желобок шириной 0,6-0,8 мм, чтобы впоследствии с помощью капроновой лески притянуть пленку в наиболее сложной для обтяжки зоне. Кроме того, при желании допустимо с нижней части профиля в межнервюрных участках приклеить обшивку к лонжерону. В результате образуется некое подобие вогнуто-выпуклой профилировки, что улучшит несущие свойства всего крыла.
      Фюзеляж по конструкции прост и особых пояснений не требует. Единственное, на чем бы хотелось остановить внимание - разъемный узел крепления хвостовой балки. Лучше всего стык рейки-балки с хвостовиками дюралюминиевых бортовых накладок обмотать нитками с минимальным количеством клея. В таком случае прочность соединения удовлетворит всем требованиям надежности, а при аварии заменить балку окажется более чем просто. Точно так же спроектировано и хвостовое оперение: при всей его надежности в случае поломок проще не ремонтировать пенопластовые элементы, а срезать разрушенные и вклеить на их место вновь изготовленные.
      Борта фюзеляжа в районе "кабины" можно оклеить тонкой бумагой и нанести рисунок, воспроизводящий оборудование, приборы, ручку управления и "пилота". Окраска модели - по вкусу изготовителя. Надо отметить, что весовые резервы планера весьма велики и на отделке можно не экономить.

РИСУНКИ И ЧЕРТЕЖИ



Источник: ж. "Моделист-конструктор" № 4, 1995, 19-20 с.
Scan: ???, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015