ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА А1 ИЗ ПЕНОПЛАСТА


В. Кибец

      Главная особенность этой модели — сандвичевая конструкция нервюр, важнейших элементов каркаса несущих плоскостей планера. Применение пенопласта позволило снизить общую массу этих деталей и самих консолей, упростить изготовление плоскостей, а главное — повысить точность сборки и профилировки крыла. Как результат — улучшалась живучесть аппарата и его устойчивость к непланируемым искажениям формы.


      Вначале из упаковочного мелкошарикового пенопласта электрическим термолобзиком вырезают секции крыла "размахом" примерно по 200 мм. Профиль шаблонов должен быть занижен на толщину применяемого для обшивки пенопластового ядра березового шпона (обычно в депо идет шпон толщиной 0,5 мм). Заполнитель нервюр оклеивается на эпоксидкой смоле шпоном, предварительно размоченным в воде. В качестве прижимов удобно использовать обрезки пенопласта, оставшиеся после профилировки ядра. Дождавшись отверждения клея, секции разрезают на промышленном вибролобзике на отдельные нервюры толщиной около 3 мм.
      Законченный вид нервюры приобретают после просечения окон под элементы лонжеронов и лазов под кромки. Сделать детали «одна в одну», как требуется для хороших крыльев, позволяет использование металлических накладных шаблонов и остро заточенного узкого глазного скальпеля.
      Полки основного лонжерона — сосновые рейки сечением 2х5 мм, в центральных частях консолей они усиливаются за счет сдваивания. Наиболее нагруженные зоны закрываются стенками с передней и задней сторон так, что образуются лонжероны коробчатого сечения. В местах же установки одинарных стенок они имеют двутавровое сече- ние. Задний вспомогательный лонжерон, фактически лишь поддерживающий нервюры, чтобы они не потеряли устойчивости, и подкрепляющий корневые и торцевые нервюры, — из рейки сечением 2х3 мм.
      Сборка консолей ведется общепринятым способом. Лучшее связующее — пластифицированная эпоксидная смола. Однако надо помнить, что это самый прочный, но зато и самый тяжелый клей. Поэтому важно аккуратно снять все излишки со швов и стыков.
      Готовые секции крыла обтягиваются на «Уникуме», «Моменте» или клее Н-88 лавсановой пленкой, на которую после натяжки можно прилакировать для получения шероховатой поверхности микалентную бумагу.
      Теперь несколько слов об отъемных «ушках». Интересный прием, разом снимающий множество проблем, перенят с таймерной модели с двигателем 1,5 см3, опубликованной в «М-К» (№ 12 за 1986 год). Остается только жалеть, что на модели планера не удается повторить схему с неразъемным центропланом — ведь крыло парителя должно быть более гибким, поэтому на предлагаемом аппарате применена штыревая система навески со стержнями из проволоки ОВС диаметром 3 и 2,5 мм. Проволока диаметром 2 мм используется для навески "ушек".
      Фюзеляж планера достаточно прост. Заслуживает особого разговора сталибизатор. Он цельнопенопластовый, имеет по верхней и нижней поверхности накладные лонжероны из плотного ватмана. Ядро-заполнитель вырезается по шаблонам электролобзиком, а после окантовки и обработки наждачной бумагой обтягивается тонкой бумагой на жидко разведенном клее ПВА. В остальном приемы работы над моделью — традиционные.
      Но чертежах приведен вариант с боковым буксировочным крючком. Такая система, хотя и несколько усложняет предварительную отладку, позволяет значительно упростить дальнейшую эксплуатацию планера без введения в действие руля направления. Система обеспечивает возможность динамического старта с набором дополнительных 6—8 м высоты и зачастую а реальных условиях соревнований дает более стабильные и высокие результаты, чем любые другие! Об особенностях отладки модели с боковым крючком можно прочитать в «М-К» № 4 за 1982 год в статье "Стартует класс А1". Те, кто остается приверженцем традиционных центральных систем, могут воспользоваться вариантом вертикального оперения с приводным управляемым рулем направления.
      В основном же варианте руль используется только в период отладочных полетов: для корректировки радиуса виража и обеспечения требуемой траектории на буксировке.
      Перед первыми полетами тщательнейшим образом выставляются углы установки не только крыла и стабилизатора, но и их отдельных сечений. Любые незаданные крутки устраняются. Полезно проверить и равенство масс консолей. Балластная камера после размещения в ней дроби частично заполняется эпоксидной смолой (следует учесть массу клея!).




Источник: В. Кибец. Пенопластовый паритель. / ж. "Моделист-конструктор" № 12, 1987, 16-17 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016