ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


БУМАЖНАЯ ЛЕТАЮЩАЯ МОДЕЛЬ МИГ-15



      В Архангельском Дворце пионеров юные авиамоделисты с увлечением строят и запускают бумажные летающие модели. Мы публикуем описание и технологию изготовления модели реактивного самолета МиГ-15. Ее можно сделать из плотной (чертежной) бумаги. Особое внимание нужно обратить на расположение волокон бумаги, так как от этого зависит прочность и жесткость отдельных частей и всей собранной модели.
      Детали модели изготовляются по шаблонам, на которых направление волокон бумаги показано двойной стрелкой.
      Как сделать каркас фюзеляжа? Лист бумаги (рис. 2) перегнуть вдоль волокон, наложить на него шаблон каркаса Фюзеляжа 1, очертить и вырезать по контуру. На заготовке нарисовать фонарь кабины!
      Чтобы получить обшивку фюзеляжа 2 (рис. 3), воздухозаборник 3, носовой обтекатель 4 и стенки воздухозаборника 5 (рис. 4), киль 6 (рис. 5), нужно перегнуть их заготовки вдоль волокон, очертить контур по шаблонам и вырезать из них детали. Тщательно разметить прорези под крыло на детали 2.
      Аналогично делается стабилизатор 7, но его заготовка должна быть сложена и перегнута поперек волокон бумаги. Заготовка лонжерона 8 (рис. 7) вырезается по размерам, указанным на чертеже. Ее волокна располагаются вдоль линий сгиба, по которым с одной стороны заготовка складывается 5 раз (передняя сторона), а с другой — 4 раза для получения полок. Края сложенного лонжерона обрезаются по шаблону.
      Заготовку крыла (рис. 8) сгибают из листа бумаги поперек волокон, намечают на ней линию отреза 1—1 и обрезают. По линии 2—2 надо симметрично перегнуть во внутрь каждую половину заготовки, выдержав размеры, указанные на чертеже. Линия 2—2 проходит через переднюю кромку стреловидного крыла. Затем шаблон верхней поверхности крыла (рис. 9) накладывается на полученную заготовку, при этом вершина угла С и линия передней кромки 2—2 совмещаются, контур по шаблону очерчивается и вырезается.
      На развернутое крыло подложить шаблон нижней поверхности (рис. 10) и отрезать ее часть. У полученного крыла среднюю часть отгибают по линиям сгиба (рис. 11), образуя узел крепления крыла к фюзеляжу (рис. 1, крыло 9). Шпильки 10, соединяющие детали модели между собой, вырезают по шаблону (рис. 12).
      Модель собирается так. В каркас фюзеляжа 1 через его прорези вставляется крыло 9 (рис. 13). Сверху на фюзеляж надевается обшивка 2, через прорези которой пропускаются отогнутые вверх крылья 9 (рис. 13). По обе стороны носовой части каркаса фюзеляжа 2 устанавливаются четыре стенки воздухозаборника 5 и на нее надевается воздухозаборник 3 с отогнутыми во внутрь фюзеляжа бортами. Далее устанавливается носовой обтекатель 4. Собранная часть модели скрепляется шпильками в последовательности, показанной цифрами на рис. 16.
      Стабилизатор 7 вставляется в прорезь киля 6 (рис. 14) и закрепляется двумя шпильками. Собранные стабилизатор с килем надеваются на хвостовую часть фюзеляжа (рис. 15) и также закрепляются шпильками. Схеме расположения всех соединительных шпилек на рис. 16. Для повышения жесткости во внутрь крыла вставляется двухполочный лонжерон 8 полками вниз, после чего крыло скрепляется двумя шпильками.
      Нужно проверить, правильно ли выполнена сборка модели и нанести на нее линии, разграничивающие основные агрегаты самолета, и опознавательные знаки.
      Несколько советов по регулировке и запуску модели. Полет в вертикальной плоскости регулируется отклонением руля высоты, расположенного на стабилизаторе, а изменение направления пути полета — отклонением руля поворота на киле. Крен модели, который может появиться в полете, парируется изменением угла атаки на концах крыла или отклонением злеронов. Пользуясь рулями, можно добиться прямолинейного полета модели, причем рули отклоняются на небольшие углы. Правильно отрегулированная модель пролетает более 20 м.
      Соревнования с бумажными летающими моделями проводят на дальность полета, считая за одно очко каждый метр расстояния, которое пролетела модель. Путь ее скольжения по любой поверхности (пол, асфальт и т. п.) не засчитывается.

Источник: МиГ-15: Бумажная летающая модель . / ж. "Крылья родины" № 11, 1971, 34-35 с.   
Scan: AAW Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2004-2023