ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ-КОПИЯ САМОТЕТА "УТ-2м"


А. Ермаков,
заведующий авиалабораторией
Московского Дворца пионеров

      "Школьной партой" для предвоенного поколения наших летчиков стал АИР-10 - учебный двухместный самолет, созданный конструкторским бюро А. С. Яковлева.
      В 1936 году самолет прошел всесторонние испытания. Испытатели пришли к выводу, что АИР-10 может быть более успешно использован для первоначального обучения вместо У-2 как переходный вариант к военным самолетам.
      В серийном исполнении АИР-10 начиная с 1936 года стал называться Ут-2 ("Учебно-тренировочный двухместный"). Вплоть до 1946 года Ут-2 оставался самым распространенным у нас учебно-тренировочным самолетом. С годами конструкторы вносили в него усовершенствования. На одном из этих самолетов, оборудованном для рекордных полетов. Герой Советского Союза В. С. Гризодубова в 1937 году установила три мировых рекорда среди женщин для класса легких самолетов.


      В авиалаборатории ЦСЮТ РСФСР ученик 7-го класса 259-й школы Москвы Вася Балин построил кордовую модель-копию самолета последней модификации Ут-2м. Особенностью его модели является простота конструкции. Такая модель по силам многим школьникам-авиамоделистам. Модель сконструирована под серийный компрессионный микродвигатель с рабочим объемом цилиндра 2,5 см3 "МК-12в", "Ритм", "Сокол".
      Все 8 шпангоутов фюзеляжа выполнены из фанеры толщиной 1,5 мм. Стрингеры - из сосны сечением 4х4 мм.
      Подмоторная рама состоит из двух буковых брусков длиной 170 мм и сечением 10Х12 мм. Эти бруски крепятся к шпангоутам № 1, 2, 3. Шпангоуты № 4-8 облегчены - их внутренняя часть выпилена. Носовая часть фюзеляжа между шпангоутами № 1 -4 и верхняя часть фюзеляжа за кабиной пилота оклеены плотной чертежной бумагой, все остальные поверхности оклеены микалентной бумагой. Фюзеляж покрыт нитролаком в три слоя.
      Между шпангоутами № 1 и 2 размещается бак для топлива. Его надо спаять из тонкой жести.
      Обвод киля выпилен из фанеры толщиной 1,5 мм, а нервюры симметричного профиля - из фанеры толщиной 1 мм.
      Капот выклеен на оправке из бумаги в несколько слоев.
      Нервюры крыла выполнены из липового шпона толщиной 2 мм. Если шпона нет, его можно заменить фанерой толщиной 1 - 1,5 мм. Лонжероны крыла - две рейки из сосны сечением 4х4 мм, передняя и задняя кромки сосновые, первая - сечением 5х5 мм, а вторая - 12х3 мм. Законцовки крыла выполнены из пенопласта. Центральная часть крыла (центроплан) оклеена плотной чертежной бумагой, плоскости (консоли) - микалентной. Все поверхности крыла покрыты два раза нитролаком. Такой нитролак (он же и клей) можно приготовить самому, растворив целлулоид в ацетоне. Консоли крыла имеют подъем (поперечное V) 8°. Соединение консолей с центропланом выполнено из фанеры толщиной 3 мм.
      Конструкция стабилизатора сделана из тех же материалов, что и крыло. Профиль симметричный.
      Шасси модели выполнено из стальной проволоки: передняя стойка толщиной 2,5 мм, а подкосы - 1,5 мм. Стойки с помощью ниток крепятся к переднему лонжерону, а подкосы - ко второму лонжерону крыла. Колеса пластмассовые из набора авиамодельной посылки.


Источники: А. Ермаков. УТ-2м. / ж "Юный техник" № 9, 1976.- 64-65 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2023