ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Г. Миклашевский
Спутник юного авиастроителя


Можно указать немало случаев, когда незнакомство с техникой летающей модели было причиной неудач авиационных изобретателей. Часто принципиально правильно задуманная модель не может летать из-за грубых ошибок в конструкции, в выборе материала и т.п.
Мы попытаемся дать систематический расчет модели, пользуясь лишь самыми простыми алгебраическими формулами, по трудности не выходящими за пределы курса средней школы
. Вопросам самой постройки модели в книге отведено сравнительно небольшое место, так как она рассчитана на моделиста, уже имеющего некоторый опыт в постройке хотя бы простейших моделей.
Несколько чертежей конструктивного оформления модели, приведенных в этой книге помогут юному авиастроителю разработать свою собственную модель.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая: История и современное состояние моделизма [ 3 ]
Классификация моделей [ 9 ]
Авиамодельные двигатели [ 13 ]

Глава вторая: Аэродинамика модели [ 16 ]
Плотность воздуха [ 16 ]
Движение воздуха [ 17 ]
Сопротивление воздуха [ 24 ]
Малые скорости [ 26 ]
Подъемная сила крыла [ 28 ]
Лобовое сопротивление крыла [ 31 ]
Пересчет поляры на новое удлинение [ 36 ]
Поляра модели [ 37 ]
Порядок аэродинамического расчета модели [ 41 ]

Глава третья: Винтомоторная группа [ 45 ]
О тяге [ 45 ]
Воздушный винт [ 47 ]
Аэродинамические характеристики винтов [ 51 ]
Видоизменение винта [ 55 ]
Металлические винты [ 57 ]
Вес винта [ 59 ]
Резиномотор [ 60 ]
Физические свойства резины [ 61 ]
Определение энергии деформированной резины [ 62 ]
Работа резины в скрученном пучке [ 66 ]
Максимальный завод резиномотора [ 67 ]
Работа резиномотора [ 69 ]
Влияние площади сечения и предварительной вытяжки мотка [ 74 ]
Средней крутящий момент [ 76 ]
Осевое усилие резиномотора [ 78 ]
Дальность и высота полета модели [ 78 ]
Потолок модели [ 79 ]
Механические передачи для резиномотора [ 82 ]
Свободный ход винта [ 84 ]

Глава четвертая: В устойчивость, регулировка и запуск модели [ 85 ]
О продольной устойчивости [ 85 ]
О центре давления крыла [ 85 ]
Балансировка модели [ 88 ]
Летающее крыло (бесхвостка) [ 92 ]
Горизонтальное оперение [ 93 ]
Устойчивость модели утки [ 94 ]
Несущий стабилизатор [ 96 ]
Устойчивость при планировании [ 97 ]
Влияние опрокидывающего момента от винта [ 99 ]
Первые запуски модели [ 100 ]
Полеты на состязаниях [ 103 ]
Планерный старт [ 104 ]
Запуск модели со змея [ 106 ]

Глава пятая: Прочность модели [ 107 ]
Нагрузки, действующие на модель [ 109 ]
Выбор прочных размеров деталей [ 114 ]
Растяжение [ 115 ]
Запас прочности [ 117 ]
Сдвиг [ 119 ]
Заклепочное соединение [ 120 ]
Изгиб [ 121 ]
Внутренние усилия в балке при изгибе [ 122 ]
Прогиб крыла [ 125 ]
Кручение [ 125 ]
Продольный изгиб [ 128 ]

Глава шестая: Постройка модели [ 129 ]
Материалы и инструменты [ 131 ]
Рабочий чертеж [ 134 ]
Фюзеляж [ 134 ]
Крыло и оперение [ 139 ]
Шасси [ 142 ]
Поплавковое шасси [ 146 ]
Обтяжка модели [ 148 ]
Эскизы типовых моделей [ 149-153 ]

УКАЗАТЕЛЬ РИСУНКОВ
Фиг. 1. Дальности полета советских моделей [ 5 ]
Фиг. 2. Рекордные модели [ 6 ]
Фиг. 3. Рекордная немецкая модели К. Медиуса [ 7 ]
Фиг. 4. Рейсовая модель в полете [ 10 ]
Фиг. 5. Модель-копия [ 11 ]
Фиг. 6. Схема модели планера Недоимеина 1935 г. [ 13 ]
Фиг. 7. Бензиновый мотор для летающих моделей БД-1 [ 14 ]
Фиг. 8. Схема зажигания мотора БД-1 [ 15 ]
Фиг. 9. Восходящие и нисходящие потоки обтекания [ 18 ]
Фиг. 10. Термический поток [ 19 ]
Фиг. 11. Движение воды по трубке; в узком месте фонтанчик слабее [ 20 ]
Фиг. 12. Ванна для демонстрации спектров обтекания [ 21 ]
Фиг. 13. Обтекание плоской пластинки [ 22 ]
Фиг. 14. Учебная аэродинамическая труба Т-10 [ 23 ]
Фиг. 15. Таблица коэфициентов Сх [ 25 ]
Фиг. 16. Образование обратных токов за телом [ 26 ]
Фиг. 17. Коэфициент сопротивления шара в зависимости от числа Рейнольдса [ 27 ]
Фиг. 18. Сопротивление стоек [ 27 ]
Фиг. 19. Отклонение потока крылом и образование подъемной силы [ 29 ]
Фиг. 20. Распределение давления по крылу [ 29 ]
Фиг. 21. Обтекание вогнутого профиля [ 30 ]
Фиг. 22. Су крыла на различных углах атаки [ 30 ]
Фиг. 23. Срыв потока за крылом на больших углах атаки [ 31 ]
Фиг. 24. Разрезное крыло на больших углах атаки [ 31 ]
Фиг. 25. Аналогия между крылом и вихрем [ 32 ]
Фиг. 26. Обтекание вращающегося цилиндра [ 33 ]
Фиг. 27. Вихревые усы, сбегающие с концов крыла [ 33 ]
Фиг. 28. Образование индуктивного сопротивления [ 34 ]
Фиг. 29. Профильное сопротивление крыла на малых скоростях [ 35 ]
Фиг. 30. Пересчет поляры на новое удлинение [ 36 ]
Фиг. 31. Качество модели при различных удлинениях и Сх доб. [ 39 ]
Фиг. 32. Расположение сил при планировании [ 40 ]
Фиг. 33. Силы, действующие при планировании [ 46 ]
Фиг. 34. Силы, действующие при горизонтальном полете [ 46 ]
Фиг. 35. Работа воздушного винта [ 47 ]
Фиг. 36. Скорости у лопасти [ 48 ]
Фиг. 37. Шаг винта [ 48 ]
Фиг. 38. Английский винт [ 50 ]
Фиг. 39. Изготовление винта [ 51 ]
Фиг. 40. Характеристика винта [ 53 ]
Фиг. 41. Подбор винта [ 55 ]
Фиг. 42. Растяжение резины [ 63 ]
Фиг. 43. Завод резиномотора длиною 1 м в зависимости от площади сечения [ 69 ]
Фиг. 44. Определение момента резиномотора [ 70 ]
Фиг. 45. Прибор для записи момента резиномотора [ 71 ]
Фиг. 46. Профиль улитки [ 72 ]
Фиг. 47. Диаграмма раскручивания резиномотора [ 73 ]
Фиг. 48. Влияние предварительной вытяжки на характеристику резиномотора [ 75 ]
Фиг. 49. Осевое усилие резиномотора [ 77 ]
Фиг. 50. К определению потолка модели [ 80 ]
Фиг. 51. Передача момента на винт [ 82 ]
Фиг. 52. Устройство свободного хода у винта [ 84 ]
Фиг. 53. Определение центра тяжести модели [ 87 ]
Фиг. 54. Средняя аэродинамическая хорда [ 91 ]
Фиг. 55. Определение центра давления модели утки [ 96 ]
Фиг. 56. Силы, действующие на модель на вираже [ 98 ]
Фиг. 57. Регулировка направления полета осью винта [ 100 ]
Фиг. 58. Подробные запуски модели [ 101 ]
Фиг. 59. Старт с разворотом [ 104 ]
Фиг. 60. Начало взлета планера на амортизаторе [ 105 ]
Фиг. 61. Сложение сил [ 112 ]
Фиг. 62. Определение усилий на подкосах [ 112 ]
Фиг. 63. Удар концом крыла о препятствие [ 113 ]
Фиг. 64. Схема нагружения шасси [ 114 ]
Фиг. 65. Отсчет деформации проволоки [ 115 ]
Фиг. 66. Диаграмма растяжения сварочного железа [ 116 ]
Фиг. 67. Работа деталей на срез [ 118 ]
Фиг. 68. Деформации заклепочного соединения [ 119 ]
Фиг. 69. Изгиб консольной балки [ 121 ]
Фиг. 70. Формулы для расчета балок [ 123 ]
Фиг. 71. График для подбора прочных сечений сосновых лонжеронов [ 126 ]
Фиг. 72. Продольный изгиб стержней [ 128 ]
Фиг. 73. Графики для подбора сечения ножек шасси при запасе прочности n=4 [ 130 ]
Фиг. 74. График для подбора сосновых стрингеров [ 131 ]
Фиг. 75. Чертеж фюзеляжа [ 135 ]
Фиг. 76. Крепление башмачками [ 137 ]
Фиг. 77. Крепление впритык [ 138 ]
Фиг. 78. Построение промежуточных нервюр [ 140 ]
Фиг. 79. Сборка крыла [ 141 ]
Фиг. 80. Нормальное расположение шасси [ 143 ]
Фиг. 81. Амортизатор [ 143 ]
Фиг. 82. Колеса для моделей [ 145 ]
Фиг. 83. Каркас поплавка [ 147 ]
Фиг. 84. Модель "Циклон-3" [ 149 ]
Фиг. 85. Высотная модель [ 150 ]
Фиг. 86. Скоростная модель [ 151 ]
Фиг. 87. Грузоподъемная модель [ 152 ]
Фиг. 88. Гидромодель [ 153 ]
Фиг. 89. Модель планера [ 153 ]

Фиг. I. Профиль ЦАГИ 719 [ 155 ]
Фиг. II. Профиль ЦАГИ 721 [ 156 ]
Фиг. III. Профиль ЦАГИ 731 [ 157 ]
Фиг. IV. Профиль ЦАГИ 345 [ 158 ]
Фиг. V. График для подбора английский винтов. [ 159 ]
Фиг. VI. График для подбора винтомоторной группы модели. [ 160 ]



___________________________________________________________________

  Редактор Д.А. Ромейко-Гурко. Технич. редактор З. Лившиц. Обложка худ. Н. Кантор.
Сдано в произв. 9/IX-35 г. Подписано к печати 19/II-36 г. Тираж 40000.
Уполномоч. Главлита № В-34458. Формат бум. 82х110/32. Тип. зн. в 1 б. л. 136.000.
2'/2 бум.л. 6,7 уч.-авт.л. 10 п.л. Изд № 43 Зак. № 1056.
Книга отпечатана во 2-й типогр. ОНТИ им. Евг. Соколовой, Ленинград, пр. Кр. Команд., 29.

Scan: AAW Clean: Borodey OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2017