ЮМК
БИБЛИОТЕКА
Болонкин А.
Теория полета летающих моделей

В книге рассматриваются вопросы теории полета модели, аэродинамики малых скоростей, устойчивости, расчета летных данных. Приводятся аналитические ис- следования основных показателей спортивных моделей, изыскания по выбору оптимальных параметров. Большинство расчетов дано с численными примерами и номограммами.
Книга предназначена для инструкторов, руководителей авиамодельных кружков, авиамоделистов-спортсменов, авиамоделистов — учащихся техникумов и студентов высших учебных заведений.
Первая часть книги может быть использована широким кругом моделистов для уяснения физики полета модели, аэродинамики малых скоростей и простейших расчетов летных данных.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. АЭРОДИНАМИКА

Глава 1. Основные понятия аэродинамики
   Свойства воздуха [ 5 ]
   Движение тел в воздухе [ 6 ]
   Подъемная сила [ 17 ]
   Сопротивление крыла [ 22 ]
   Моментные характеристики крыла [ 24 ]

Глава 2. АЭРОДИНАМИКА АВИАМОДЕЛЬНЫХ СКОРОСТЕЙ
   Критическое число Рейнольдса [ 25 ]
   Результаты экспериментов [ 27 ]
   Физика кризисных явлений [ 40 ]
   Искусственная тубулизация пограничного слоя [ 52 ]
   Выводы [ 58 ]
   Наивыгоднейший профиль при данном числе Re.
   Оптимальное удлинение крыла [ 59 ]

Глава 3. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ МОДЕЛИ
   Расчет коэффициента сопротивления модели [ 62 ]
   Построение поляры модели [ 67 ]
   Полет модели [ 69 ]

Глава 4. ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ [ 71 ]

Глава 5. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ СВОЙСТВ МОДЕЛИ
   Расчет дальности и продолжительности [ 90 ]
   Расчет максимальной высоты полета [ 92 ]
   Расчет моделей свободного полета с реактивными двигателеми [ 94 ]
   Расчет максимальной скорости полета моделей
   свободного полета с поршневыми двигателеми [ 94 ]
   Определение максимальной скорости полета кордовой модели [ 95 ]
   Пример расчета скорости кордовой модели с поршневым двигателем [ 98 ]

Глава 6. РЕЗИНОМОТОРНЫЕ МОДЕЛИ
   Резиновый мотор [ 100 ]
   Передачи от мотора к винту [ 107 ]
   Расчет винта резиномоторной модели [ 108 ]
   Летные свойства резиномоторных моделей [ 110 ]

Глава 7. БАЛАНСИРОВКА И УСТОЙЧИВОСТЬ МОДЕЛИ [ 112 ]
   Системы осей координат [ 113 ]
   Система обозначений [ 114 ]
   I. Продольная устойчивость
   Нахождение средней аэродинамической хорды [ 117 ]
   Определение центра тяжести модели [ 118 ]
   Продольные моменты в прямолинейтом полете [ 121 ]
   Болансировка и устойчивость модели на планировании [ 122 ]
   Пример расчета продольной балансировки и устойчивости модели на планировании [ 128 ]
   Балансировка в моторном полете [ 130 ]
   Пример расчета балансировки модели в моторном полете [ 136 ]
   II. Боковая устойчивость
   Физическая картина боковой устойчивости [ 139 ]
   Путевая устойчивость [ 143 ]
   Устойчивсть вокруг оси Х [ 146 ]
   Соотношение между путевой и поперечной устойчивостью [ 147 ]
   Боковые силы при скольжении модели [ 148 ]
   Уравновешивание реакции винта [ 148 ]
   III.Особые случаи полета модели. Управляемость и маневренность.
   Моменты инерции модели [ 151 ]
   Моменты в криволинейном и неустановившемся полете [ 152 ]
   Управляемость модели [ 157 ]
   Парение модели [ 159 ]
      Парение в восходящих потоках [ 159 ]
      Динамическое парение [ 161 ]
   Модель и восходящие модели [ 165 ]
   Маневренность модели [ 170 ]
   Полет модели в болтанку [ 172 ]


Часть II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕТА МОДЕЛЕЙ

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА РЕЗИНОМОТОРНОЙ МОДЕЛИ
   Вывод формул времени полета [ 177 ]
   Анализ формулы времени полета [ 181 ]
   Учет параметров винтомоторной группы [ 184 ]
   Анализ формулы потребного диаметра винта [ 186 ]
   Время полета с учетом параметров винтомоторной группы [ 188 ]
   Изменение продолжительности полета в зависимости от коэффициента тяги [ 190 ]
   Изменение максимальной высоты полета в зависимости от коэффициента тяги [ 190 ]
   Изменение времени и высоты полета в зависимости от параметров винта и модели [ 192 ]
   Порядок расчета продолжительности полета резиномоторной моделм [ 197 ]
   Пример расчета продолжительности полета резиномоторной модели [ 198 ]
   О среднем полетном к.п.д. винта [ 203 ]
   Винты изменяемого шага [ 204 ]
   Расчет винтов изменяемого шага [ 204 ]

Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ НАИВЫГОДНЕЙШЕГО ВЗЛЕТА ТАЙМЕРНОЙ МОДЕЛИ
   Вывод уравнения вертикальной скорости таймерной модели при наборе высоты [ 207 ]
   Анализ выражения [ 211 ]
   Порядок расчета наивыгоднейшего режима набора высоты таймерной модели [ 214 ]
   Пример расчета продолжительности полета таймерной модели [ 217 ]
   Влияние роста скорости ветра с увеличением высоты на скорородъемность модели [ 224 ]

Глава 3. НАИВЫГОДНЕЙШИЙ ВИНТ МОТОРНОЙ МОДЕЛИ
   Теория идеального винта [ 227 ]
   Тяга и мощность идеального винта [ 227 ]
   К.п.д. идеального винта [ 228 ]
   Влияние на к.п.д. идеального винта неравномерности распределения тяги по ометаемой площади [ 230 ]
   Реальный винт [ 232 ]
   Выдод формул тяги и мощности винта исходя из профиля [ 232 ]
   Выдод формул тяги и мощности винта исходя из струи, отбрасываемой винтом [ 235 ]
   Вывод уравнений связи [ 236 ]
   Пример расчета заданного винта резиномоторной модели [ 238 ]
   Расчет произвольного винта резиномоторной модели [ 240 ]
   Расчет тяги и мощности винта 3СМВ-2 по сетке характнристик [ 242 ]
   Наивыгоднейший винт [ 244 ]
   Характеристика режима радоты винта по потоку ЛЯМБДА(а) у наивыгоднейшего винта [ 245 ]
   Тяга и мощность наивыгоднейшего винта [ 246 ]
   Порядок расчета наивыгоднейшего винта [ 247 ]

Глава 4. ПИЛОТАЖНЫЕ МОДЕЛИ
   Вывод основных уравнений движения [ 254 ]
   Расчет пилотажных моделей [ 257 ]
   Управляемость модели [ 259 ]
   Уравновешивание кренящего момента мотора и искусственные методы увеличения натяжения корда [ 261 ]
   Пример расчета пилотажной модели [ 264 ]

Глава 5. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МОДЕЛИ [ 270 ]
   Продольная динамическая устойчивость модели
   Вывод основных уравнений [ 271 ]
   Характер продольного возмущенного движения модели [ 276 ]
   Условия продольной устойчивости [ 281 ]
   Решение характеристического уравнения [ 282 ]
   Влияние некоторых конструктивных параметров модели на устойчивость [ 284 ]
   Пример расчета продольной динамической устойчивости модели планера [ 286 ]
   Боковая динамическая устойчивость модели
   Основные уравнения. Характер движения. Условия устойчивости. [ 290 ]
   Влияние степени поперечной и путевой статической устойчивости на боковую устойчивость модели [ 294 ]

ПРИЛОЖЕНИЯ
   Материалы для проектирования и расчета моделей
   Выполнение расчетоа [ 296 ]
   Основные обозначения [ 302 ]
   Координаты профилей [ 306 ]
   Основные данные отечественных серийных поршневых авиамолельных двигателей [ 308 ]
   Основные данные зарубежных компрессионных авиамолельных двигателей [ 309 ]
   Основные данные зарубежных калильных авиамолельных двигателей [ 310 ]
   Основные данные авиамолельных реактивных двигателей [ 312 ]
   Профили
   Характеристики профиля G-625 [ 313 ]
   Характеристики профиля No 60 [ 314 ]
   Характеристики профиля No 60R [ 315 ]
   Характеристики профиля "Плоская пластинка" [ 316 ]
   Характеристики профиля G-417a (изогнутая пластинка) [ 317 ]
   Характеристики профиля G-417b в ламинарном потоке [ 318 ]
   Характеристики профиля G-1417b в турбулентном потоке [ 319 ]
   Характеристики профилей: Б-10355, Б-8306, Б-6358, MVA-123, "С, П", "Купфер" [ 320 ]
   Характеристики профилей: "Матвеев" и "Костенко" [ 320 ]
   Характеристики профилей: К-2, NACA-28012, NACA-0009 [ 321 ]
   Двигатели
   Внешние характеристики отечественных серийных двигателей [ 322 ]
   Внешние характеристики калильных двигателей [ 322 ]
   Внешние характеристики компрессионных двигателей [ 323 ]
   Схемы авиамодельных пульсирующих реактивных двигателей [ 324 ]
   Винты
   Шаблоны винты, проверенных эксперементально [ 325 ]
   Результаты замеров тяги по скорости шести различных винтов на моторе МК-12с [ 325 ]

ЛИТЕРАТУРА [ 326 ]

РЕДАКЦИЯ И ТИПОГРАФИЯ


Scan: AAW OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2008